Ответ старого капитана на вопрос: «Как идти через Атлантику?»

— Лучше через нее не ходить.

atlСколько себя помнит человек, грозно шевелящееся под боком у европейцев чудовище Атлантического Океана, всегда внушало благоговейный ужас. Те, кто уходил туда, обычно назад не возвращались. Вдохи и выдохи монстра, десятиметровыми приливными волнами, дважды в сутки накатывающиеся на побережье Нормандии, не оставляли никаких сомнений в том, что тягаться со стихией не имеет никакого смысла — столь ничтожны были людишки перед исполинскими силами. Да и зимние бури с северной Атлантики, мало кого не приводили в священный трепет — фотографии волн, перехлестывающих через маЯки, висели в рамочках, как напоминание о том, что человек должен, в конце концов, знать свое место. Добавили ужаса и Титаник, и моряки, что водили конвои по северной Атлантике зимой. Северная Атлантика зимой — жуткое место.

Потом, потихоньку, с характером океана разобрались, и оказалось, что не так страшен черт. Да мало того, что не страшен, оказалось, что пугавшая всех Атлантика — это идеальная конвейерная лента для перевозки всего, что душа пожелает, из Европы в Америку, и обратно. Только торопится — не надо. Один рейс в год туда, второй — обратно. Зимой из Европы в Америку, летом, из Америки в Европу.

 

Как же это все работает?

И почему сегодня Атлантику умудряются переплыть все, кому не лень, на чем только не придется, вплоть до надувных матрацев. Что, еще не переплывали? Ничего, скоро переплывут, идея просто еще никому в голову не приходила. Или производители надувных матрацев денег на заплыв не дали. Ответ, как всегда, прост — все дело в том, что расположенная в Северном полушарии часть первого для европейцев океана, представляет из себя почти круглую воронку, ПОСТОЯННО крутящуюся  ПО часовой стрелке.

Крутится все — и ветра, и вода, образуя постоянные течения. В центре этой граммофонной пластинки притаились «конские широты», или, как это явление сейчас называют, Азорский антициклон. Находится эта ловушка, как и положено ловушке, на кратчайшем пути между двумя континентами, и поджидает тех, кто не знает характера Атлантики. Попасть туда несложно — если из Гибралтара пойти напрямик, на запад, за солнышком, то прямо в нее и угодишь — а вот выбраться от туда невозможно, тупо нету ветра. В старину команды, попавшие в эту западню, сначала выбрасывали за борт погибших от жажды лошадей, потом выбрасывались сами.   От сюда и название — «конские широты».  Попадать туда не надо даже в наше время. Соляры не хватит выбираться.

 

atl-c

 

Азорский антициклон необходимо обогнуть по плавной дуге. Выйдя из Европы, нужно спуститься до Канарских островов, там отдохнуть, подготовиться и дождаться сезона.  В нужное время спуститься от Канар дальше  на юг, до широты примерно 20 градусов, или, как говаривали в старину «пока масло не начнет таять», и уже только потом поворачивать на запад. Можно по пути зайти передохнуть на Кабо-Верде (Острова Зеленого мыса). Очень милое местечко.

На обратном пути – с восточного побережья северной Америки, с Карибских или Бермудских островов в Европу — рекомендуется сначала идти на точку 40 град север, 45 град запад, а уже оттуда — в пункт назначения в Европе.

Если в центре гигантской циркуляции, которую представляет из себя северная часть Атлантического океана, ветра нет, то на периферии — вполне достаточно. Иногда даже больше, чем достаточно. А иногда над океаном проносится то, что потом долетает до Америки под ласковыми женскими именами типа «Катрина», что сносит напрочь Новый Орлеан, или веселит зевак на «Аллее Торнадо», пока не засосет, и не унесет, как домик Элли из «Волшебника Изумрудного города». Как не попасть в передрягу? Опять же несложно — нужно просто подождать подходящего сезона.

Путь из Европы в Америку, тот, что находится в нижней части круговерти, возле экватора, открыт зимой — с ноября по апрель.   Относительная прохлада этого времени года не дает океану зарядиться чудовищной энергией, необходимой для рождения жуткого монстра тропического циклона, и он (океан) течет себе спокойненько по огромной дуге, подгоняемый ровным пассатом. В это время его все и переплывают. Делать вообще ничего не надо. Моряцкая мудрость гласит, что «Любой предмет, брошенный в воду на Канарах, через три месяца будет на Карибах». А если же вздрючить на шест любую тряпку, то доплывет за месяц.

Немного сложнее попасть обратно — сороковые градусы — это, все таки, не теплые ласковые тропики. Из Америки в Европу надо идти в разгар лета, с июня по  август, и по северной части океана, через сороковые широты. Злых зимних штормов в это время года нет, тропических циклонов тут не бывает, но, даже в сезон, возможны и туманы, и льды (если отклониться к северу), и отголоски циклонов, что в это время как раз носятся над южным маршрутом.

 

Трансатлантические пути настолько удобны, что есть еще одна мудрость: «Путь с Канар в Европу, лежит через Карибы». Поняли, в чем смысл? От Канар до Европы — миль четыреста, но пройти их надо «против шерсти», против часовой стрелки — навстречу ветру и течению. И это труднее, чем пройти две тысячи миль до Кариб, там отдохнуть и поразвлечься, и через полгодика, когда сменится сезон, быстренько пробежать  еще две тысячи — обратно в Европу. Это приключение называется «Атлантический круговой круиз», занимает в общей сложности год, и регулярно проделывается тысячами американцев и европейцев.

Представляете — пройти четыреста миль сложнее, чем четыре тысячи! Один из моих знакомых, которому предложили «недельный тур на яхте», так попался на удочку. Он, по незнанию, совсем не поинтересовался — а куда, собственно, идем? А идти предполагалось как раз с Канар на Европу — перегонять яхту. Бедолага еще и денег исправно заплатил, а получилось, что заплатил он за то, что бы в поте лица поднять на горку саночки, на которых кто-то с удовольствием съехал.  Несчастный неделю блевал от жесткой встречной волны, через которую они пробивались под мотором, похудел на пятнадцать килограмм, и с тех пор ненавидит яхты, и все, что сними связано. Так что если вас приглашают в «тур на яхте», имеет смысл поинтересоваться маршрутом и сезоном.

 

Таковы, в общих чертах, правила пользования Атлантическим океаном: идти надо по краю циркуляции, избегая штилевой зоны в центре, и в правильный сезон. Так происходило регулярное сообщение, и перевозка грузов между двумя континентами, добрых три сотни лет. Есть еще несколько вариантов, но это, скорее, для экстрималов. Существует, например, совсем северный маршрут, ведущий из Европы в Америку — по противотоку Гибралтарского течения, через Исландию и Гренландию — путь, по которому до Колумба ходили в Америку викинги. Очень неприятный путь. Еще, говорят, что есть четыре дня в году, когда можно проскочить как раз с Канар до Европы — якобы, обычный для этих мест северный ветер затихает. Рассказывают, что с Кабо-Верде можно сгонять до Синегала, и там подняться по рекам вглубь Африки… Много еще всяких легенд ходит, но, для первых путешествий, держитесь лучше классических маршрутов, спокойнее будет.

Обсуждаем!

 

 

Понравилось? Поделитесь!