У каждого капитана есть свои пунктики. Не замечали? Я вот за собой стал замечать. Что касается судовых систем, то мой пунктик – якорная система. Когда конкретно он появился – не выяснено. То ли в лютую грозу на анктидже у Панама-сити, когда мы вылавливали сорвавшуюся с якоря яхту беспечных соседей, то ли на Майорке, когда помогали спасать уцелевшие пожитки с выброшенной ночным шквалом на камни лодки. То ли когда меня самого, еще молодого и беспечно, абы как «бросившего» с кормы якорек, навалило на причал в Петрозаводске. Спасло тогда от проломленного борта только то, что DELTA – очень прочная лодка.

По итогам летних курсов на яхте DELTA стало ясно, что у нас, воспитанных на реке-на-озере, отношение к постановке на якорь достаточно пофигистическое. Донные грунты преимущественно илисто-глинистые, держат обычно неплохо, ветра, как правило, несильные, авось, удержит. Только потом иногда удивляются – а чего это мы в камышах проснулись?  Ой, хорошо на фарватер не утащило…  Чартерные лодки, они же «школы», якорями вообще нечасто пользуются, поскольку ночуют все обычно в маринах – к ресторану поближе.  Вот у курсантов и возникает легкое удивление – почему это занятия начинаются с теории и практики постановки на якорь? Что, поговорить больше не о чем? Ведь про шторма-паруса интереснее!

Может, и интереснее, но в жизни под парусом именно якорная система – главная на яхте. Я уже писал об этом, с этого начинаю занятия, и, вообще подумываю о том, что бы запустить в производство свой, особый тип якоря. Думаете, якорная шизофрения? Возможно. Только когда вас, мирно спящего, от удара лодки о камни сбросит с теплой кроватки на пол, мнение ваше очень быстро изменится. Не приведи, Господи,

У любой медали есть, как известно, две стороны. Якорную лебедку я поставил пять лет назад, потом три года кругосветки, где вставать на якорь приходилось чуть ли не каждый день, а то и по нескольку раз за день переставляться. Потом интенсивные летние занятия, где каждый курсант самостоятельно вставал-снимался с якоря, да и я сам ночую всегда на якоре, а это еще, считай, каждый погожий летний день стравить-выбрать якорь. А якорь у меня тяжелый, двадцать пять килограмм на минуточку, плюс цепь.

После пяти лет интенсивной эксплуатации якорного хозяйства, звездочка шпиля (лебедки) тривиально стерлась, металл тоже не вечен, и цепь стала проскакивать. По уму надо было бы поменять звездочку целиком, но… дорого. Да и заказывать нужно специально. Ждать. Забирать где-то… Головная боль, короче. Что делать? Смотрел я на шпиль в тоске, смотрел… И, думаю, а, может, перевернуть звездочку кверху ногами? Зубья же стерлись со стороны «на подъем», а с другой стороны – как новые!  Еще поработает!

И у меня получилось! Делюсь опытом.

Разбираем верх лебедки. Совсем не сложно – выкручиваем ручкой от лебедки центральный стопорный винт, потом пара винтов декоративного кожуха, и еще пара винтов язычка сброса цепи. Эту процедуру, вообще, надо делать периодически – для добавления-замены смазки в клиновидных фрикционах.

1

Еще три винта – и барабан распадается на две половины, высвобождая язычок сброса цепи.  Внимательно осматриваем звездочку – если картина износа похожа, вполне можно продолжать операцию.

2

Чем отличается верхняя и нижняя половина звездочки? Тремя вещами.

На нижней половине звездочки есть:

  1. Зубья блокировки, необходимые для работы стопора.
  2. Магнитик, необходимый для работы счетчика цепи, запрятанный в дырочку и залитый какой-то гадостью.

На верхней половине есть

  1. Две дырочки с резьбой для болтов декоративной крышки.

Вполне можем справиться. У меня счетчика цепи нет, поэтому мне на одну операцию меньше. Начинаем с зубьев стопора, это важный элемент. Снимаем выкройку с бывшей нижней половинки

3

Лучше делать по возможности точнее, косо получится само. Рекомендую выкройку приклеить на двустороннем скотче на бывшую верхнюю половину

4

… помечаем маркером зоны, которые надо сточить

5

Ну, и болгарку с толстым «зачистным» диском нам в руки. Только проверьте все еще раз – той ли стороной была приклеена выкройка? Не перепутали?

6

Затем размечаем дырочки под болты декоративной крышки.

7

Сверлить лучше, конечно, станком, но, при должной сноровке, можно и дрелью.

8

Потом нарезаем резьбу. Какой металл у звездочки неясно – какой-то хитрый сплав, напоминающий бронзу, но не бронза. Короче, он вязкий, не забывайте кунать метчик в масло.

9

Вот, собственно, и весь ремонт. Работает отлично, еще на одну кругосветку хватит.

 

 

 

Понравилось? Поделитесь!


Оставить комментарий

Войти с помощью: