Плавания через океан считаются крайне сложным мероприятием, почти вершиной яхтенного мастерства и даже, чуть ли не подвигом. Господи, нас опять дурят! Причем свои же. Ну, ладно, барышням лапшу на уши вешать, но среди своих-то, может быть, уже раскроем этот страшный секрет, хранимый столькими поколениями моряков?

Секрет состоит в том,  что перейти через океан в правильно выбранный сезон,  в верном направлении и на надежной, хорошо оборудованной  лодке,  — просто и, в общем то, достаточно однообразно, если не сказать — скучновато. Идти по открытому океану гораздо спокойнее, безопаснее и комфортнее, чем крутиться в архипелаге или в море, не говоря уже о прибрежном плавании, или, не приведи Господи, реках или пригородных водохранилищах.

 

Какие страхи встают перед глазами, когда представляешь себе переход через океан?

Давайте попробуем заглянуть им в лицо.

 

Погодные катаклизмы — шторм с огромными волнами или мертвый штиль…

Можно ли погибнуть от русских морозов? Можно. Это не раз испытывали на себе чужестранцы, решившие пойти на нас войной. С тех пор, все вокруг твердо знают, что в России ужасные морозы. Хорошо. Но мы-то  с вами знаем, что летом замерзнуть у нас невозможно. Никак невозможно. При всем своем желании. Но мы «знаем» и то, что в океане может случиться шторм или штиль! Друзья мои,  для океана мы такие же иностранцы, и точно так же заблуждаемся.  Открою вам самый главный секрет всех моряков  — в правильно выбранный сезон, и с пониманием путей переходов, попасть в океане  в жестокий шторм или в штиль невозможно. Никак. При всем своем желании. Ну, по крайней мере, до тех пор, пока климат нашей планеты будет оставаться стабильным.

DSC00004

После осознания этого факта все становится совсем просто.

DSC00033

 

Смотрите внимательно!

DSC00028

 

Еще внимательнее!!

DSC00038

 

Примерно так и выглядит транс-океанский переход.

В правильно выбранный сезон,  и при движении в правильном направлении в тропических широтах, через пустынную, раскинувшуюся до горизонта поверхность,  вас, круглые сутки напролет, будет нести ровный попутный пассат или муссон силой 15-20, редко 25 узлов, при волнении 3-4, редко 5 баллов. Скорость (круизной) лодки будет в пределах 5-7 узлов, за сутки вы будете проходить немного больше сотни миль. Ветер будет немного усиливаться к рассвету, в течении суток гуляя в пределах десяти градусов. Один раз, поставив паруса, и отрегулировав автопилот, вы можете неделями вообще больше ничего не трогать. Следите, что бы шкоты, приводы автопилота и паруса в местах контакта с такелажем не перетерлись, и старайтесь ничего себе не отлежать. Меня, в основном, беспокоило ухо, круглые сутки елозящее по подушке. Выходом стала подушка из самолета с дыркой посередине.

Про сезоны и направления переходов будет рассказано отдельно для каждого океана, но есть одно общее, и очень важное правило. Сезоны в океане меняются очень резко. Это очень непривычно для жителей средних широт — в океане нет затяжных периодов межсезонья, когда еще можно проскочить, но с меньшим комфортом.  В океане так не прокатит. Если сказано, что южные моря Пассифика закрыты с декабря по март, это означает, что пятого декабря может прилететь такое, что хоть Святых выноси. Не дергайте черта за усы — если на нашем сайте написано, что сезон закончился, или еще не начался, то не надо выходить в океан. Если  вы идете в благоприятный сезон, то (в тропических широтах) попасть в погодную аномалию НЕВОЗМОЖНО.

 

Все равно страшно? Понятно, что страшно — это психологический барьер перед грандиозностью Океана, и, сколько бы не говорили, и не успокаивали бывалые, от одной цифры в две с чем то тысячи миль предстоящего перехода становится не по себе.

 

Что же с вами еще может случится?

 

Если вы выберете и оборудуете лодку в соответствии с рекомендациями, которые будут даны на этом сайте, то в открытом океане даже и вахты особо не нужны. Не верите? Давайте подумаем, какая непрятность может случится с яхтой, хотя бы теоретически.

 

Опасность столкновения с судном.

В открытом океане, вне зон торговых путей, встреча судна — достаточно редкое событие.  Если где-то вдалеке и пройдет судно, его засечет электроника, о которой мы будем говорить отдельно, оборудуя нашу яхту-мечту, и  это будет не опасностью, а скорее поводом для обсуждения.  Когда начинается  «открытый» океан? За сто пятьдесят миль от ближайшего берега, куда не доплывают рыбаки и теоретически возможные пираты (стоимость горючего на такой дистанции начинает превышать стоимость улова), уже можно говорить о том, что вы одни. Ну, если не идете в составе какого-нибудь дурацкого ралли! А так, надо лишь следить за тем, не пересекаете ли вы (не идете ли вдоль)  зон торговых путей. Про эти зоны будем говорить отдельно.

 

Опасность столкновения с плавучим предметом или китом.

От этого не уберечься. Ни как. Ни какое пристальное вглядывание в темноту, ни какой радар или эхолот вас не спасет.  Тепловизор? Ну, возможно. Только тогда надо не отрываясь ни на секунду  в него пялиться, ведь те сто метров, за которые что-то  мелькнет на экране, яхта пройдет за тридцать секунд. Не реально это.  Гораздо эффективнее изначально выбрать правильную лодку, (будем говорить об этом в разделе «Яхта-мечта»), которая в случае встречи с особо крупным предметом не потеряет руль или киль,  и будет достаточно прочной, что бы не треснуть, как яичная скорлупа. Хорошая новость состоит в том, что океаны еще достаточно чисты от крупного техногенного мусора, а у китов, в общем то, неплохой слух.  Так что такой сценарий — это скорее для фильмов.

 

Неисправность яхты.

Разрыв такелажа, поломки автопилотов и рангоута, проблемы с электричеством, неприятности с корпусом (особенно в напряженных зонах), рваные паруса … Да, такое может случиться и случается. Это означает только одно — вы плохо подготовили свое судно,  не следовали рекомендациям, которые будут даны на этом ресурсе, и не опробовали лодку перед выходом в океан. Это плохо. Сами виноваты — лучше надо было работать на берегу.

Подготовкой яхты к транс-океанскому переходу нужно заниматься серьезно и не торопясь, проводя тренировочные выходы, в ходе которых жестко нагружать яхту, испытывая ее на прочность.  Это особенно актуально,  если лодка только что вами куплена, и вы не знаете ее болезней! Как не прискорбно, это касается и только что построенных яхт — качество работ на верфях оставляет желать лучшего, в том числе, и у известных производителей, где гонят конвейер, порою упуская качество.

Если же вы правильно выберете, оборудуете и подготовите лодку, не будете перегружать матчасть лишними парусами, стремясь поставить очередной тупой рекорд, то, скорее всего, ничего с вашей яхтой не случится — вы идете полным курсом при умеренном ветре, а это означает, что нагрузки на все системы лодки составляют процентов тридцать от расчетных.

 

Неожиданная болезнь или травма.

Болезнь — это всегда крайне неприятно. Но, надо понимать, что обычных гриппов-простуд в океане не бывает — от куда там микробу взяться? А количество неожиданных (не имеющих ранних симптомов) болезней, совсем не так велико как кажется, и  о них мы тоже поговорим.  Об аптечке расскажем. Но зубы надо сделать заранее!

Травмы — вот это вполне  реальная опасность, особенно по началу, пока организм не наработал опыта перемещений по качающейся платформе. По этому, каждое ваше движение на яхте должно быть продуманным, уверенным, плавным и мягким. Знаете, как сразу отличить бывалого яхтсмена от новичка? Новичок — топает, а перемещений опытного человека по яхте не слышно. На лодке человек превращается в примата — у вас всегда должно быть минимум три точки опоры. Никаких пробежек на двух ногах! Вы всегда должны фиксировать себя еще и рукой, попой, бедром, спиной, да хоть зубами. Поверхности яхты должны быть чистыми — от мазка скользкой слизи, оставшегося на палубе от  выловленной рыбы, может зависеть ваша жизнь. Хотя, Аннушка может пролить масло и на Патриарших.

 

Падение за борт.

Может случиться. И, почти со стопроцентной вероятностью, это медленная и мучительная смерть. Найти человека, выпавшего за борт в океане практически невозможно. А в темное время суток — абсолютно невозможно. Но, тут все зависит от вас, никто специально толкать вас за борт не будет. (Хотя, возможны варианты — следите за психологическим климатом в экипаже!) В обычной жизни вы же не стоите близко к краю платформы? Пристегиваете ремни безопасности в автомобиле?  Это как раз тот случай, когда страх — хороший советчик. Пусть лучше улетит за борт ваша любимая бейсболка, или сорвется рыба, черт с ней. Мы приняли за правило, что перед наступлением сумерек, человек, вышедший на палубу, должен быть в удобном, подогнанным по размеру жилете-обвязке, оборудованном лампочкой, системой «man overboard», и пристегнут страховочным ремнем. О других правилах, которые надо соблюдать, что бы не увидеть свою яхту, исчезающую в сумерках, поговорим отдельно.

 

Пожар на судне.

Не смотря на обилие воды вокруг, пожар — это реально страшно, особенно на пластиковой лодке. Потушить горящий пластик — крайне сложно, особенно, если загорается труднодоступный отсек, где очень любят жить, и тереться друг об друга на качке электрические провода.  Как и на земле, пожар обычно возникает из-за неисправности электропроводки, вероятность которой в соленой среде очень сильно возрастает, или из-за кухонной плиты.  Тоже поговорим об этом отдельно. Но пару хороших огнетушителей можете купить уже сейчас.

 

Молния? — В открытом океане вероятность мала, но о защите от Божьего гнева тоже поговорим.

 

Что еще? Метеорит? Чудище морское? Пришельцы? Корабль-призрак? Забейте, этого с вами не случится. Подводная лодка может всплыть, это да. С нами такое было в Пассифике. Только мы ее так и не увидели — просто дикая радарная активность посреди океана — и нет никого. А что это еще могло быть?

 

Так что, отойдя сто пятьдесят миль от берега, ловите рыбу, читайте, пишите, рисуйте, играйте на гитаре, смотрите фильмы или слушайте аудио-книги. Думайте о вечном. Любите друг друга. Смотрите на океан, любуйтесь им, запоминайте эти прекрасные минуты, складывающиеся в часы и дни. «Глазами, ртом и кожей пейте простор». Живите! И вы не заметите, как промелькнет переход, и потом будете вспоминать его, как одно из самых приятных приключений в вашей жизни.

Обсуждаем!

 

 

Понравилось? Поделитесь!