Андрей Невзоров беседует с Алексеем Власовым, Генеральным директором компании Микстмарин, официальным представителем и дистрибьютором компании Raymarine, являющейся общепризнанным лидером в области электронного оборудования для яхт и малых судов.

Без-имени-1

 

Компания Микстмарин – наш давний партнер, мы начали сотрудничать еще с похода вокруг Европы в 2006 году, и в 2010 году Алексей и его компания собирали нас в кругосветное плавание. О том, какая электроника стояла на яхте DELTA во время кругосветного плавания, речь шла в первой части статьи, сейчас мы встретились для того, чтобы обсудить, что же изменилось за последние уже почти пять лет, с того момента, как яхта DELTA, оборудованная электроникой Raymarine, стартовала в кругосветное плавание.
Кэп:— Алексей, день добрый. Мы собирались в кругосветное плаваниефактически в десятом году, сейчас на дворе год пятнадцатый, так какие же изменения в яхтенной электронике произошли за эти пять лет? Не будем касаться конкретных приборов, расскажи, пожалуйста, об основных тенденциях.

Алексей: Самое основное – это полный переход техники из аналогового формата в цифровой, в результате чего повысилось качество отображения информации, и ее достоверность. Радары стали видеть малые цели, и в 4-6 раз лучше их распознавать, чем тот радар, который был установлен у Андрея на яхте. Мульти-дисплеи обзавелись сенсорными экранами, и стали похожи на обычные планшетные компьютеры. Восприятие информации стало происходить на вербальном уровне, и даже без чтения инструкции стало понятно, как работает и управляется дисплей.

Тогда у меня сразу возникает вопрос: когда ты нажимаешь на физическую, а не на нарисованную кнопку, ты прикладываешь усилие, ты чувствуешь, как кнопка сработала или не сработала у тебя под пальцем. А как быть с обратной связью на сенсорном экране? Или, если по сенсорному дисплею бежит капля воды, не будет ли срабатывания, не посчитает ли прибор, что по нему ведут пальцем?

— Такие проблемы были, только не у нашей компании. Когда появилось первое поколение таких дисплеев, примерно так оно и было, но, Raymarine, зная об этих проблемах, изначально их устранил. Точно так же, как обычным компьютером нельзя управлять предметом, а только лишь теплым пальцем, точно так же и здесь, дисплей воспринимает только человеческую руку.

— То есть, в перчатке работать нельзя?

— В перчатке можно, но только специальной для телефонов и дисплеев.

— Хорошо, предположим, что мы будем пользоваться этим оборудованием в теплом климате, где можно будет снять перчатки. Продолжим. Ноу-хау компании Raymarine – это сеть SeaTalk, собственный протокол, по которому все приборы видят друг друга. Очень удобный протокол передачи данных, который отличает продукцию компании. Планируется ли в дальнейшем оставить эту сеть, или вы будете переходить на связь приборов по радиочастотам?

— За последние пять лет SeaTalk трансформировался в современный протокол SeaTalk-ng, изменилась конфигурация шины, и схема подключения приборов. Если раньше была «централизованная» схема, когда все дополнительное оборудование подключалось к центральному дисплею, то теперь все сетевое оборудование, любой датчик, любой сенсор, устанавливаются линейно, и в один провод можно в любом месте лодки воткнуть любой датчик.

— При подключении все осталось так же просто?

— Так же просто. Все на уровне конструктора, все штекера своего цвета с оригинальными разъемами, и даже обычному человеку перепутать что-то практически невозможно.

— Да, это очень удобно, когда на лодке кроме проводов красного и черного цветов — плюса и минуса — появляется единственный провод ярко-желтого цвета, по которому идут все данные, и перепутать что-то действительно крайне трудно.

— Уже года два, как в оборудовании Raymarine начал развиваться протокол передачи данных, известный нам, как Wi-Fi. По нему передается любое видеоизображение, картинка эхолота, картлоттера, и всех возможных функций мульти-дисплея.

— Wi-Fi существуют параллельно с протоколом SeaTalk?

— Да, параллельно, дополняя друг друга. SeaTalk – это проводное подключение, а Wi-Fi – это передача готовых данных. Подключить по Wi-Fi ничего нельзя, кроме мультимедийных устройств, таких, как смартфоны или компьютеры, для них подгружается специальная программа и устанавливается приложение.

— Давай вернемся чуть-чуть назад, к цифровым радарам. Во время моего плавания одной из самых больших проблем были рыбаки на деревянных лодках, у которых из железного оборудования был только подвесной мотор, находящийся практически на уровне воды. Когда я использовал аналоговый радар, то десяток рыбаков, стоящих в кучке, сливались в некое облако, и понять, то ли это одна большая цель, то ли десяток маленьких, было крайне затруднительно. Скажи, пожалуйста, распределит ли цифровой радар группу из десяти стоящих рядом рыбаков на деревянных лодках под небольшими подвесными двигателями, или покажет их как одну большую цель?

— Тот тип аналоговых радаров, который был установлен на твоей лодке, действительно сливал расположенные рядом мелкие цели в одну. У тебя же еще в целях экономии электроэнергии стоял самый минимальный размер дисплея! Из-за того, что дисплей очень маленький, радарная картинка большой интенсивности и деталировки не может быть развернута. Соответственно, по возможности, надо всегда устанавливать максимально возможный размер дисплея, например, для антенн открытого типа, ставится дисплей от 12 дюймов.

Еще очень важен фон. Если лодки стоят у прибрежных скал на фоне берегов, они хуже отбиваются, чем в открытом море. Но, цифровые технологии, в любом случае, существенно повышают качество картинки. Дело еще в том, что твой радар передавал высокочастотный сигнал по обычному антенному коаксиальному кабелю на длину десять метров, из-за этого информация очень существенно искажалась. Как любой телевизор — чем длиннее кабель, тем хуже изображение. В цифровых радарах обработка сигнала идет в антенне, и информация выходит уже в цифровом формате.Теперь качество картинки не зависит от длины кабеля, или от электромагнитных наводок.

— Это здорово, ведь у многих антенны стоят на мачтах, а это 20-30 метров кабеля! А как с энергопотреблением? Мой радар потреблял на передаче в районе пяти ампер. Сколько потребляют цифровые радары? Это действительно очень важный параметр, особенно для круизных плаваний, где мы вынуждены соблюдать баланс электроэнергии, когда зарядка часто идет только от солнечных панелей и ветряка. Кстати, тот же вопрос относится и к дисплеям. Тот дисплей, который стоял у меня на лодке, потреблял чуть-чуть больше ампера. Интересны данные по энергопотреблению следующего поколению дисплеев. Сенсорные экраны, Wi-Fi, новые протоколы, это, конечно, здорово, но не добавили ли они энергопотребления?

— Современные мульти-дисплеи, и цифровые радары, безусловно, потребляют меньше.

— Очень многих моих коллег интересует вопрос с инфракрасными камерами, ведь один из кошмаров круизеров – это спящие киты или полузатопленные контейнеры, особенно после известного, недавно вышедшего фильма, где яхта налетела на контейнер. Скажи, пожалуйста, несколько слов об этих камерах. Видят ли они только одушевленные предметы или неодушевленные тоже? Если видят, то на каком расстоянии? Есть ли у них возможность аларма при обнаружении цели с температурой, отличающейся от температуры океана?

— То, о чем ты говоришь, называется тепловизионные камеры, или тепловизоры. Существуют два варианта устройства – ручной и стационарный. Ручной вариант похож на подзорную трубу – ты смотришь в глазок, с другой стороны объектив. При стационарном варианте камера выводит изображение на мульти дисплей. Стационарные камеры бывают подвижные, то есть дистанционно крутящиеся на 360 градусов, бывают стационарные, курсовые.  К камерам, которые имеют поворотный механизм, добавляется второй канал, оптический, с очень высоким качеством принятия визуальной информации. В топовой линейке есть гиростабилизированные камеры, независимо от качки держащие картинку в горизонтальном положении. В линейке камер порядка пятнадцати наименований, есть различия по матрице, она бывают 320 на 230 или 640 на 480 пикселей. В зависимости от матрицы существенно различается дальность распознавания объектов. На матрице 320 двукратный зум, на матрице 640 – четырехкратный зум, соответственно, можно приблизить объект и рассмотреть его получше.

— Практически, какое расстояние обнаружения предмета? Что меня, как круизера, интересует? Предположим, лежит на поверхности кит. Яхта, идущая со скоростью семь узлов, проходит за десять секунд полсотни метров. Что я успею сделать, увидев цель?

— Человека обнаружит за 450 метров 320-я, и за 820 метров 640-я камера. Лодку размеров порядка 6-7 метров 320-я камера обнаружит и распознает за километр двести, 640-я за два с половиной километра. Великолепно, на очень большом расстоянии, видны лодки с горячими подвесными моторами, и, самое главное, эти камеры видят в тумане и в полной темноте.

— Ты сказал о том, что камера распознает объект. Что такое – «распознает объект»? И поднимет ли камера тревогу, когда в охранную зону попадает цель, как это делает радар?

— Правильнее сказать не «распознает», а «даст возможность распознать». Для распознавания нужна очень мощная система анализа изображения, почти искусственный интеллект, его в этих приборах не существует. Только визуальное решение, которое принимает человек, который смотрит на дисплей, но есть подсказки. Есть различные палитры изображения информации, чтобы объекты не сливались, например, в очень жаркую погоду. Так же есть реверсное изображение черного и белого, есть подсветка самых теплых предметов ярким цветом. Это очень помогает визуализировать даже удаленные предметы.

— Я так понимаю, что камеры могут использоваться при нахождении в местах интенсивного движения судов, при заходе в марины, при прохождении объектов, при поиске людей, да и просто в качестве прибора ночного видения. При этом на ходу основным сторожем остается радар, который поднимает тревогу в случае, если в его охранную зону попадает объект.

— Да, у радара предназначение именно отслеживать цели. Тепловизионные камеры ни в каком виде не дублирует и не заменяют радар, они дают дополнительную возможность увидеть по визуальному каналу то, что радар не детализирует.

— С камерами понятно, спасибо. Теперь про АИС. Изменились ли за последнее время протоколы передачи и возможности получения информации о судах?

— Все осталось то же самое. АИСы – это отдельные устройства, которые могут или работать самостоятельно, или быть подключены к дисплеям.

— Радиостанции?

— Модельный ряд радиостанций полностью заменился. Добавились дополнительные посты.

— Что такое дополнительные посты?

— Подключающиеся по блютусу выносные гарнитуры. Это дополнительная опция, они ни в коей мере не заменяет проводную тангенту.

— Это очень интересно! У меня, например, рация стояла внутри каюты, и, чтобы поговорить, мне приходилось засовывать голову в люк, и торчать попой кверху, теряя картинку вокруг себя. Есть в линейке рации с цифровым избирательным вызовом?

— Есть. Других теперь просто не существует.

— По рациям пробежались, теперь автопилоты. У меня стоял Х5 с румпельным приводом. Какие тенденции сейчас в развитии автопилотов?

— В прошлом году появились самонастраиваемые автопилоты. Если раньше надо было выполнять целую процедуру юстировки устройства, очень пугающую владельцев яхт, то теперь, благодаря новому EV-сенсору компании Raymarine, автопилоты самоюстируется и сами подстраиваются под конкретную яхту или моторную лодку. Эта новинка очень серьезно продвинула рынок автопилотов, и появилась она, прежде всего, у Raymarine.
Дисплеи автопилотов изменились с черно-белых на цветные. В прошлом году появились три специальные яхтинговые программы, ведущие лодку наиболее оптимальными курсами в зависимости от ветра.

— Отлично. Расскажи, пожалуйста, что появилось нового в системах индикации?

— Они сменили дизайн, и приобрели более современный внешний вид. Системы чуть-чуть увеличились в габаритах, чтобы цифры были побольше, и поинтересней смотрелись издалека, что важно для подросших за последнее время парусных лодок. Добавились цветные линейки. Добавились так называемые мульти-дисплей индикаторы, на которые можно выводить по очереди все интересующие тебя параметры. Если раньше были только отдельные приборы для ветра, скорости, глубины, автопилота, и так далее, то теперь появилась возможность выводить все на один сенсорный дисплей.

— Ох, ты, какая интересная штука. Правильно ли я понял, что можно все датчики завести на один дисплей? Это может быть особенно интересно для владельцев небольших лодок, где нет места для размещения целой батареи индикаторов.

— Да, через специальный блок можно завести любые датчики, и один индикатор будет отображать что угодно. Если же тебе нужна информация постоянно и вся, то ставится несколько дисплеев.

— Здорово, что есть возможность выбора. Если места мало, ставится один дисплей, который выводит разную информацию, если нужна вся информация, ставится батарея индикаторов. Здорово.

— Так же у компании Raymarine появилась специализированная беспроводная линейка парусных индикаторов для спортсменов, для мастеров высокого класса. Передача данных у всех этих устройств идет по Wi-Fi. Раньше устройства производились под брендом Taktic, теперь он входит в структуру компании Raymarine.

— Устройствами сигнализации «человек за бортом». У нас стояла система MOB LifeTag с браслетиками, которая очень успокаивала Лену. Она засыпала и просыпалась с этим браслетиком, зная, что если ночью со мной что-то случится, система сработает. Сейчас какие новости в этом секторе появились?

— Система так же успешно выпускается и продается. Она немножко обновилась в визуальном плане, но технологически осталось такая же.

— Да, это хорошая, надежная система. Я думаю, что она не одну жизнь еще спасет. Конёк Raymarine, это, безусловно, эхолоты. Как я помню по твоим рассказам, именно с их производства, еще во время Второй Мировой войны, и началась работа компании. Что нового в 2015 году?

— Благодаря компании Raymarine эхолоты перешли в цифровой формат. Год назад появилось технология CHIRP. Это система импульсной эхолокации, которая в пять — шесть разповысила деталировку донных объектов. Благодаря этому, теперь можно рассмотреть в мельчайших деталях все, что находится на дне в глубинах до 100-150 метров.

— Да ладно! Что, действительно на таких глубинах?

— Да. Производитель вообще заявляет глубину до 270 метров. На океанских просторах это очень пригодится тем, кто хочет поймать хорошую, крупную рыбу, потому что благодаря этой технологии деталировка и возможность обнаружения рыбы существенно возросла. Даже рыбы, находящиеся в одном косяке, разделяется по особям.

— Вот это да! Вот такого эхолота нам сильно не хватало. Хотя и так ловилось неплохо.

— Кроме этого появились дополнительные эхолоты бокового обзора, структурного сканирования. Это важно, если вы идете вдоль прибрежных зон.

— Наверное, в коралловых зонах здорово работать должно. В атоллах Тихого океана мы заходили в узкости по 5-7 метров, практически килем протискиваясь между коралловыми шапками, и такой прибор был бы очень полезен.

— Очень хорошо эхолоты бокового обзора прорисовывают проходы и отмели. Это высококлассные системы, требующие, однако, хороших дисплеев, дабы развернуть такую мощную информацию.
Очень любят задавать вопрос про вперед смотрящие эхолоты. К сожалению, у нас пока таких систем нет, да и в мире так и не наладили их выпуск, многие модели даже сняли с производства. Эти технологии еще предстоит развивать, сейчас ноу-хау – это технология CHIRP – импульсный эхолокатор на четырех частотах, работающих одновременно.

— Алексей, спасибо за исчерпывающую информацию о современных тенденциях развития электроники для малых судов, надеюсь, наш разговор будет интересен читателем ресурса Saillife.ru и всем людям, интересующимся Жизнью Под Парусом.

— Андрей, мы поддерживаем твое дело и твой ресурс, и со своей стороны можем предложить пользователям портала Saillife.ru скидку на оборудование Raymarine в размере 10%.

— Вот это щедро! А как мы узнаем, что пришедший к тебе покупатель является читателем ресурса Saillife.ru? А если наши читатели обратятся в представительство Raymarine в других странах?

— Давай пока придумаем пароль, который ты будешь сообщать своим заинтересованным читателям в России, а про возможность получения скидок в иностранных представительствах зададим вопрос в компанию Raymarine, я думаю, что нам пойдут на встречу, но для этого нужно время.

— Отлично, пароль я уже придумал, и буду сообщать его зарегистрированным пользователям строго конфиденциально по почте andrey.saillife@gmail.com
Надеюсь, что в скором времени читатели ресурса Saillife.ru придут к тебе за покупками с обещанной 10% скидкой. Еще раз спасибо от нас от всех!

 

DSCF1237

 

 

Обсуждаем

 

 

Понравилось? Поделитесь!


Оставить комментарий

Войти с помощью: