Я родился в таможне, когда я выпал на пол… Б.Г.

3

От одного звука словосочетания «таможенные формальности» хочется куда-нибудь спрятаться.

Владимир Семенович, как человек, поистине гениальный, описал состояние человека, ожидающего процедуры таможенного досмотра, в нескольких простых и понятных словах, лучше его и не скажешь. «Я стою встревоженный, бледный, но ухоженный, на досмотр таможенный в хвосте…» Само слово «таможня», прочитанное несколько раз подряд, вызывает неприятное жжение гортани и зуд под коленной чашечкой. Более мерзкого ощущения, чем «сейчас обшмонают», человеку, рожденному, вообще говоря, свободным, даже и представить трудно.

Пройти по огороженным скоторогонникам в том же Шереметьево, безропотно выполняя команды людей в форме, хотя и крайне неприятно, но не сложно. Встаньте туда, положите сумку на транспортер, выньте все из карманов… Но, как все это проделать на судне?! На вашем судне, где вы капитан, и отвечаете за ВСЕ – начиная от того, что нужно знать, куда подойти для досмотра,  заканчивая тем, что нужно будет  оформлять какие-то бумаги на непонятном языке…  А если что-то не так? Очень это пугает.

Мой опыт прохождения чуть не полусотни границ самых разных стран на пяти континентах, позволил мне изменить мое личное отношение к процедуре чек-ина, в результате чего таможенные формальности перестали быть стрессом, и стали… формальностями.  Именно психологическим аспектом пересечения границ я и хочу с вами поделиться, ведь только поняв суть процесса, можно сделать его безвредным для вашей нервной системы. А зачем нам лишний раз нервничать?

Любой сеанс психоанализа непременно выводит пациента на осознание необходимости    взглянуть своим страхам в лицо. И тут нужно хорошо понимать что лицо, простите, лицу – рознь. Мы сейчас не будем говорить о лицах, осуществляющих контроль на границах стран бывшего союза, и – в единичных случаях, конечно, – подумывающих о том, чтобы получить мзду. В эти лица смотреть действительно бывает страшновато. Про мзду будет еще разговор, сейчас же позвольте вас заверить, что в большей части стран этого мира, пограничники выполняют свои обязанности достаточно честно. Причина проста – офицеры пограничных служб – достаточно высокопоставленная прослойка местного общества, с, как правило, неплохой зарплатой, и марать свою репутацию, вымогая мелкую подачку с небогатой яхты им просто не интересно. Им интересно другое – побыстрее оформить вашу скорлупку, и перейти к стоящему на соседнем причале контейнеровозу.  Давайте им в этом поможем.

Да, процедура досмотра неприятна. Но, у вас же есть дача? И на даче, скорее всего, есть собака. И приходящих к вам гостей ваша собака внимательно обнюхивает. Гостям это тоже неприятно – им приходится стоять смирно, пока их нюхает здоровенный кобель, причем где-то в районе ширинки. Но, они же терпят, что бы зайти к вам в гости! Так же нужно потерпеть и нам, коль скоро мы хотим зайти в гости в другую страну. По моему опыту, процедура чек-ина занимает целый день (если не брать агента), чек-аут – полдня, и стоит это удовольствие от 50 до 200 долларов. В среднем – стошка. Есть приятные исключения, когда все быстро и почти бесплатно, есть неприятные исключения, типа Галапагос, где входной взнос в районе 700 дллрв, заповедник, будь он неладен.

 

Как войти в страну с наименьшей нервотрепкой?

Для начала нужно осознать один очень простой факт – ребята, работающие на границах, делают нужное и важное дело, защищая, в том числе, и вас. Наркотрафик, торговля людьми и оружием – без них это все процветало бы бесконтрольно, и грамм белого порошка был бы гораздо более доступен,  в том числе, и вашим детям. Так что, в нашем несовершенном мире, эти люди, к сожалению, пока нужны. Работа у них тяжелая, нервная, и требующая высокой концентрации ментальных, если не сказать эмпатических способностей. За непродолжительное время оформления страж границы должен не только проверить бумаги, но и внутренним чутьем понять, представляете ли вы опасность. Звучит это немного высокопарно, но позвольте заметить, что судно, даже небольшое, вполне можно загрузить отнюдь не безвредным грузом, и яхта совсем не такая уж безобидная игрушка, как может показаться. Поверьте, за время кругосветки я таких историй наслушался, что только держись. Задумайтесь о том, что, например, от Европы до той же  Венисуэллы для хорошей яхты ходу недели три, еще месяц обратно, а килограмм триста груза в трюме совсем незаметны… Так что все серьезно.

Осознав этот факт, нужно убедить самого себя в том, что люди в форме делают нужное дело, делают его в подавляющем большинстве стран честно и без излишних придирок, и… перестать их бояться и начать уважать! Для нас это звучит дико – как так – уважать человека, который собирается вас обшмонать?! Так потому и шмонают, что вы их боитесь! Эти люди в нескольких поколениях заточены на то, что бы чувствовать ваш страх и неуверенность! Как только вы перестаете бояться, отношение к вам сразу меняется – за все время кругосветки, на границах самых экзотических стран, нас не обыскивали ни разу! Несколько раз просили поднять матрац на койке или заглядывали в форпик. Так что, очень много зависит от вас, и от вашего отношения к процедуре досмотра.

Как правильно организовать чек-ин.

Первое, и самое главное – навсегда, как про страшный сон, забудьте о мысли войти в страну не через порт захода. Никогда, слышите, никогда, даже не задумывайтесь о мысли «постоять на якоречке» не открыв границу, или сделать вид, что у вас «эмердженси». Почему-то наши очень любят мусолить тему захода по «аварии» и обсуждать, что якобы можно… Нельзя! Никак нельзя! Совсем! Елки палки, ну подумайте, что вы сделаете, если на ваш участок лезет, прячась по кустам, мутный человек? Собаку спустите и из ружья пальнете. И будете правы. А ребята из coastguard резкие, и действуют жестко. Поймите, не осталось в мире бесхозных островов, все просматривается радарами, камерами и самолетами, у всех местных есть мобильные, так что попалят полюбому. Прошу вас, не лазайте по кустам, не представившись хозяевам, будьте любезны войти через ворота порта захода, откройте границу, а потом  уже отдыхайте, милости просим.

Второе. Заранее узнавайте и планируйте процедуру захода в страну. Нужна ли будет вам виза? По тому маршруту, которым шли мы, с нашими российскими паспортами, заранее нужно было получить Шенген и визу во Французскую Полинезию.

В некоторых странах, требуется предварительное уведомление о прибытии – на сайте соответствующего ведомства необходимо заполнить анкету. В Австралии, например, такую анкету нужно заполнить, даже следуя транзитом через Торресов пролив. Это работа, которую нужно сделать, что бы потом не было проблем с оформлением.

Следите за временем пребывания в стране, проще заранее продлить визу, чем потом попасть на штраф и запрет въезда.

Соблюдайте процедуру радиозапроса на вход в страну. Как это делать, смотрите в статье «Связь на море»

Третье.   Подготовьтесь к приходу властей. Вам нужно произвести впечатление приличных законопослушных людей.

— Приберитесь на лодке, оденьте свежую и опрятную одежду – брюки и рубашку, причешитесь и побрейтесь. Наденьте на лицо улыбку и приветливость. Безусловно быть трезвым! Потребуйте того же от членов экипажа, во время процедуры досмотра они должны сидеть по каютам, не ходить, не суетиться и не мешать, по требованию выглядывать наверх для сверки с фотографиями. С властями работает капитан, возможно присутствие второго человека, лучше всех говорящего по-английски. Даже если капитан хорошо говорит на языке, лишняя пара глаз не помешает.

— Повесьте флаги: страны регистрации яхты на корме, флаг страны прибытия и желтый карантинный «Q» под правой краспицей, флаг национальности экипажа под левой краспицей. (Если отличается от флага регистрации судна).

— Будьте вежливы, предупредительны, но не балагурьте и не шутите. Многих, видимо от нервов, пробивает на плоские шутки. Не нужно этого делать. Не выходите на пирс, даже если очень захочется размяться после перехода. Задайте швартовы и сразу вернитесь на борт. Нагуляетесь еще.

— Организуйте удобное место для работы с бумагами, обычно это стол в кокпите. Подумайте, на чем будут сидеть визитеры, что бы не испачкать и не намочить мундиры.

— Имейте набор канцелярских принадлежностей, файловые папки, грузики для удерживания бумаг на ветру. В идеале у вас должен быть ксерокс. Яхтенная печать обязательна! Выпишите на бумажку пять последних портов захода, хорошо иметь генеральную карту с маршрутом. Властям нужно понимать, куда вы заходили в последнее время, от куда и куда держите путь.

— Дайте властям разрешение подняться на борт (без этого они не могут зайти на судно!)  Помогите визитерам подняться на палубу, покажите, где сесть, они офисные работники, и не обязаны обладать грацией яхтсмена. Служивые могут быть в ужасных форменных ботинках – потерпите или выдайте бахилы.  При осмотре судна следуйте за таможенником, (если вам это разрешат), по его просьбе открывайте двери,  и показывайте где что.

— Предложите кофе, воду и напитки. Можно предложить пиво.  Идеально будет подарить сувениры.

— Мзда. В некоторых бедных странах берут с удовольствием, но аппетиты вполне умеренные, это скорее даже не мзда, а благодарность, если их работа вам понравилась. Типа чаевые. Пять дллрв на лицо вполне устроят, за десять будут искренне благодарить. Вручается после окончания процедуры, скорее всего вам намекнут. Можно и не давать, но, если намекнут, жадничать не стоит. Заранее наменяйте пятидллровые купюры. Вообще, мелко наменянные дллары — очень полезная опция.

Бумаги.

— Очевидно, что у всех людей на борту должны быть валидные паспорта.

— Паспорт яхты на английском, или с нотариальным переводом.  В документе должно быть указано имя владельца, бортовой номер и  основные размерения судна (длина, ширина, осадка, вес), а так же название. Если владельца нет на борту, то нужна доверенность. Название яхты в документе должно быть обязательно – в отличии от наших документов, где основным идентификатором является номер, во всем мире лодки идентифицируются по названию.

— «Права». Если вы идете на своей яхте, то хорошо бы иметь какой-нибудь документ на английском, с вашей фотографией, печатью и номером. Сойдет любой, из предлагающихся в ассортименте от любой школы, или ГИМСА, совершенно не важно. Меня лишь один раз попросили вписать номер документа в бумаги на прохождение Панамского канала, показать не просили ни разу.

— Страховка. Нужна в Европе, типа ОСАГО, спрашивают в маринах, мы оформляли в компании Mapfri за 80 дллров.

— Crew list, он же судовая роль. Документ, с которым возникает больше всего путаницы. Все почему то искренне считают его чуть ли не самым главным документом, но, на самом деле он совершенно не обязателен. И никто его заверять не должен. Как так? А вот так. Что такое судовая роль? Это ваша декларация, в которой вы указываете людей, находящихся на борту. Чисто для удобства работы таможни, что бы им не пришлось самим переписывать данные паспортов, а просто сверить со списком. Не будет его, ничего страшного, можно по требованию и от руки написать.

2

То есть судовая роль – документ необязательный, но если он будет, а тем более, если он будет оформлен по общепринятой форме IMO, вам будет респект.  На больших судах точно так же декларируют грузы, топливо, и еще Бог знает что.

Итак, Crew list  — это ваша декларация. А какой же документ тогда заверяется портовыми властями при выходе судна из порта, при чек-ауте?

— PORT CLEARANCE CERTIFICATE, он же Clearance out report, он же  Ship’s Port Clearance. Свидетельство таможенной зачистки в последнем порту – основной документ при переходе из страны в страну, документ действительно важный, при его отсутствии могут быть неприятности. Выдается при выходе из страны отбытия, с большой печатью, часто бывает номерным, хранится как зеница ока, может быть проверен в море coastguard, и обычно изымается при входе в страну прибытия. Crew list часто является его приложением.

4

 

Агенты

Судовые агенты во всем мире коренным образом отличаются от тех жуликов,  с которыми мы привыкли иметь дело. Агент честно отработает свои 100-150 дллрв, сняв с вас весь головняк с самостоятельным оформлением. Нужно понимать, что после досмотра вам придется посетить четыре, а то и пять мест — Custom (таможня), Immigration, Harbor-master (начальник порта), Quarantine, NAVY (вояки)  — и еще раз посетить их на выходе! Места эти могут быть расположены в разных частях незнакомого города, и таскаться по офисам по жаре — занятие совсем малоприятное, а такси бывает недешево. Практически, то на то и выходит.

При этом агент решает все ваши проблемы, подчас совсем неожиданные. На Галопогосах агент искал мне токаря, на Шри-Ланке, например, согласовывал выход на прогулку. На Шри-Ланке вы не можете свободно ходить около острова — пришли, постояли в порту, и ушли, у них там пока все строго, только закончилась война. А у меня дети приехали, и мне захотелось их покатать. Вот бумага, которую безропотно оформлял агент просто по тому, что мне захотелось покататься.

5

Так что, если есть хоть малейшая финансовая возможность взять агента, лучше это сделать. За понятную сумму вы покупаете минимум два дня своей жизни, и практически любую помощь на все время пребывания в стране. Оно того стоит.

 

Непредвиденные ситуации

Очень трудно поверить, но во всем мире чиновники честно служат людям! А к иностранным туристам, особенно яхтсменам, отношение вообще крайне доброжелательное, ведь мы формируем в мире мнение об их стране, и они прекрасно это понимают.

В Новой Каледонии мы лопухнулись, и не оформили ни визу, ни подали информацию о заходе. Что-то расслабились. Явились туда, а нам говорят, что россиянам нужна виза, вы можете постоять денек и валите. Как так?! А погулять? Я пишу бумагу:

«Верховному комиссару республики от капитана яхты DELTA, так, мол, и так, путешествуем, журналисты, книгу пишем. Да еще радар-детектор заказали, придет в течении двух недель. Дайте, пож, визу на месячишко.»

Не вопрос, отвечает нам через пару дней Верховный Комиссар республики Новая Каледония, вот вам виза, стойте гуляйте, пишите вашу книгу.

11

Еще несколько забавных бумаг

Если у вас нет яхтенной печати, или вы забыли ее на борту, то вполне пойдет отпечаток пальца.

10

Все пять инстанций во всей своей красе.

9

Сертификат био-секьюрити с Фиджи

8

Часто вам будут давать различные напоминалки. На Мальдивах запрещено спаивать местное население, а у нас нужно обходить закрытый район от мыса Айя до мыса Ай-Талор.

6

 

Выводы

Процедура прохождения границ и взаимодействие с властями — это работа, которую нужно делать, коль скоро вы желаете путешествовать по миру. Работу эту нужно делать  спокойно, не суетясь, без страха и с уважением к представителям власти. Это та работа, в которой невероятно важное значение имеет ваш внутренний настрой, желание сотрудничать, и понимание того, что в нашем неспокойном мире без этого не обойтись.

А деньги, которые придется платить, с одной стороны не маленькие, а с другой стороны — это просто копейки по сравнению  с теми, что вам пришлось бы заплатить, захоти вы посетить те же Фиджи на самолете.

 

Понравилось? Поделитесь!


Оставить комментарий

Войти с помощью: