Проект лодки для жизни под парусом. Критерии выбора.

Понятно, что человека, обошедшего вокруг света, и построившего идеальную (с его точки зрения) лодку для длительных плаваний, станут спрашивать. В том числе и о том, почему я выбрал для постройки проект, немного странноватый на первый взгляд. Желающие строить свои лодки трепетно разворачивают бумажные распечатки, или показывают чертежи на планшетах – Андрей, смотри, смотри, какая красивая лодка! Что ты скажешь об этом проекте? Да, красивая. Согласен. И что дальше? Вам же жить на ней, а не картинкой в рамке любоваться!
Что бы не повторять по многу раз одно и тоже, я решил еще раз, по возможности более четко, сформулировать свою точку зрения на то, каким критериям должно удовлетворять судно, на котором можно будет высунутся из-за мыса Горн, или на год затеряться среди атоллов Южных морей Тихого океана. Ведь помимо очевидных параметров – прочности, остойчивости и т.п., есть далеко не очевидные вещи, которые понимаешь, только просидев три года в консервной банке. Итак, берите приглянувшийся вам проект лодки, и сравнивайте основные характеристики. Считайте баллы, это еще и тест вашего будущего судна.

 

Ширина.

Все наскипидаренные спиди-гонщики стараются ширину уменьшить, из-за убогой поговорки о том, что длина бежит, а ширина, якобы, стоит. Вроде как, чем лодка Уже (тоньше), тем она быстрее. Возможно. Хотя и не очевидно, поскольку скорость водоизмещающего судна зависит от массы причин, где ширина отнюдь не самая важная. Но, даже если и так, то нам не нужно никуда бежать. Нам нужно сто – сто пятьдесят миль суточного перехода, и лодка, в которой мы станем жить. Жить долго, и, хотелось бы, по возможности комфортно.

3 метра ширины – это ужасно!           1 балл
4 метра ширины – ну, ок, терпимо… 2 балла
5 метров ширины – отлично!              3 балла
S460C-BMU-KETCH SAIL Model (1)

 

Подводная часть. Киль – руль – винт.

Печальная новость состоит в том, что мировой океан грязен. На поверхности плавает в основном пластик – строительные мешки, обрывки тросов, куски сетей. Так же много бревен. Бревна выламывают рули, пластик наматывается на винты.
Когда я вижу руль, висящий на одной сопле из подуставшей нержавейки, мне прям нехорошо делается. Когда я вижу голый винт между килем и скегом… тоже неприятно, но, как бэ, ваше дело. Это вам ночью и на волне лезть под лодку с ножом в зубах… Причем, обычно это происходит в районах интенсивного судоходства. Что логично. Чем больше судов, тем больше с них обрывков швартов за борт падает, и тем больше разлапистых предметов плавает по поверхности, только и ожидая, как бы намотаться вам на винт. Мне в Малакском проливе намоталось ночью… мерзейшие ощущения.
Вторая печальная новость состоит в том, что вы будете садиться на мель. Увы. Будем надеяться, что у вас хватит искусства кораблевождения, что бы не вылететь на фатальные рифы с океанским прибоем, но вот бытовые тюк-о-камушек, это прям к бабке не ходи. Внутри атоллов не картографированные коралловые шапки, чуть в сторону от фарватера лежит бульник, ой-а-давайте подойдем поближе к бережку… Будем надеяться, что это случится не на полных ходах, но в любом случае очень важен профиль передней кромки киля. Если передняя кромка киля близка к вертикали, или, не дай Бог, к нему зачем-то приделан бульб, вы, даже если не оторвете киль полностью, то надорвете крепления. А оторвется он потом сам. Если же киль напоминает полозья саночек, и интегрирован в корпус – ой, упс, задний ход… Вроде, даже краску не поцарапали.

Одна точка крепления пера руля – неприемлемо!        0 Баллов
Плавниковый киль с почти вертикальной передней кромкой, – ужасно! 1 балл
Голый винт между килем и скегом – плохо. Очень плохо. 2 балла
Оптимальный профиль подводной части экспедиционного судна на рисунке. 3 балла

Осушка

В теплых тропических водах необрастайку нужно красить каждый год. Вы должны быть очень богатым и (или) очень тупым, что бы не заметить простую вещь – наша гениально сконструированная планета имеет еще и опцию сухого дока. Не нужно платить ломовых денег за подъем тяжелой лодки! Достаточно ткнуться на милый пляжик, подставить подпорки, и у вас будет шесть часов на работы ниже ватерлинии. Бесплатно. Но, ваша лодка должна уметь стоять на киле.

Лодка умеет стоять на киле? – если да, то вы сэкономили от тысячи дллрв в год, и вам не нужно искать кран. Плюс 2 балла вашему проекту.
C:UsersBruceDocumentsAAA-KITSKIT-BRYD-JUNE-04S460 SHIPS P

 

Площадь затентованного пространства.

Это один из главных критериев выбора лодки для тропиков. Внутри лодки – жарко мучительно, на солнце жарко смертельно. В тропической жаре вся жизнь происходит под тентом. Какая площадь палубы у вас под тентом?

6 кв.м. – (тентик 2*3 м.) – вы скоро вскроетесь. И мне не будет вас жалко. 1 балл
16 кв.м. — (серьезный тент 4*4 м.) – ну, неплохо, неплохо… 2 балла
30 кв.м. – а что, такое может быть? Да, может – смотрите. 3 балла

Тридцать квадратных метров восхитительно прохладной тени! Или укрытия от дождя.

S460C-BMU-KETCH SAIL Model (1)

 

Запас топлива.

Запас топлива = автономность. Если вы выскакиваете в Средиземное озеро на выходные, то вам хватит и трехсот литров. Если же вы думаете о возможности не зависеть от социума месяцы, если не годы, то топлива нужно много. Соляра – это не только ход и бесперебойное питание автопилота и навигации. Соляра — это пресная вода, это теплая пресная вода, это холодильник, морозильник и замороженный тунец, набитый на переходе. Соляра – это ручной электроинструмент и даже сварка. Кондиционер, стиральная машина, посудомойка, швейная машинка, телевизор и музыка. А еще соляра – это универсальная валюта. Бартер что-угодно-за-топливо работает в любой точке планеты, кроме Венесуэлы. Запас топлива на экспедиционном судне измеряется не литрами. Тоннами.

Полтонны – НИ-О-ЧЕМ! 1 балл
Две тоны – ну, при должной экономии – может быть. 2 балла
Четыре тонны – а что, такое возможно? Да! И к этому нужно стремиться. 3 балла

Да, там еще полторы тонны пресной воды, но это уже мелочи…

C:UsersBruceDocumentsAAA-KITSKIT-BRYD-JUNE-04S460 SHIPS P

 

Масса судна.

Чем тяжелее самодвижущийся экипаж, тем более плавен его ход. Представительский лимузин невозможно сделать легким. Это физика. Второй закон Ньютона. A=F/M. Если волна прикладывает к вашей лодке силу F, то, чем больше M — масса судна, тем меньше A — то ускорение, с которым вы врезаетесь лбом в переборку. Или с которым чашка убегает от вас по столу.
В море вас все равно качает. Это море. Но, чем больше М — масса судна, тем больше шансов увернуться от переборки или поймать чашку с кипятком. Чем больше ваше М, тем меньше тошнит вашу женщину, и тем охотнее она занимается приятными процедурами, которыми ей приятно заниматься, когда ее не тошнит.

10 тонн – для океана мало… 1 балл
20 тонн – ну, типа, норм 2 балла
30 тонн – о, да вы король! 3 балла

Ваши результаты:

5 балов – Если вы бесстыже молоды, то дерзайте! Вам все по плечу! Наплюйте на всех старперов с их советами, и в путь!
10 баллов – Даже в зрелом возрасте, вы, безусловно, будете получать некоторое удовольствие от плавания на лодке, построенной по такому проекту. Но, не очень долго. Через некоторое время ваша женщина начнет бурчать, ныть и проситься на берег. Да и у вас самого, через годик-другой возникнет ощущение тесноватой рубашки. Она, вроде, и рубашка, но не вздохнуть в ней, не охнуть. Нету свободы движений… И, чем старше вы будете становиться, тем теснее будет казаться рубашонка.
15 баллов – У вас отличное экспедиционное судно. И не важно, сколько вам лет…

Понравилось? Поделитесь!


Оставить комментарий

Войти с помощью: