Окраска – это не сам по себе процесс. Это лишь финальный этап, пароксизм удовольствия, наступающий после мучительно-тяжелой работы по подготовке окрашиваемой поверхности, это просто праздник какой-то.

Про подготовку корпуса рассказывать (пока) не буду. Можно долго говорить о том, что у каждого материала корпуса своя манера старения, будь то гниль для дерева, осмос для пластика, ржавчина для стали или электро-химическая коррозия для AL. Лечение, при всем при этом, одинаковое – поврежденное зашкурить до живого материала, образовавшиеся дыры зашпатлекать. Похоже на лечение кариеса. Я в этот раз, вообще устроил шоу с пескоструйкой. Типа схитрил.

15

 

Другое дело – окраска. Это процесс творческий. Лично я от собственноручной покраски получаю даже некое эстетическое удовлетворение, как царь, в известном мультике про Вовку в тридесятом царстве, в свободное время бравший в руки валик и напевавший – крааашу, краааашу я заборы, чтоб тунеядцем не прослыть… Помните? Очень умиротворяющий процесс. Одним говоришь, что пошел туда, другим, что сюда, а сам едешь в клуб, берешь валик, и… краааашшууу, крааашу я заборы…
Времена прошли, а ничего удобнее валика на ручке, изобретенного, видимо, Томом Сойером придумано не было. Я пользоваться компрессором и краскопультом так и не научился – по итогу выходит хуже, чем валиком. Краска летит во все стороны, то подтеки, то непрокрасы, весь в этом во всем, потом неделю чихаешь, и, что самое противное, нос изнутри склеивается, когда краска на волосиках налипает. Мерзейшее ощущение. Или это косность мышления и действие пропаганды на неокрепшие детские мозги – в серии «Библиотека приключений», на которой прошло наше общее детство, Том с мальчишками красили забор именно валиком – в книжке, как сейчас помню, даже рисунок был. Короче, я крашу валиком.
Какой главный недостаток такого способа покраски? Эффект «арбузной корки», остающейся после валика. Интенсивность эффекта зависит от трех составляющих – материала валика, густоты краски, и – самое основное – от свойства самой краски «натягиваться» при высыхании. Это первый критерий выбора краски. Запомним.
Как происходит покраска валиком?

 

 

ПЕРЕД шпатлевкой – этап номер «ноль». Антикоррозийная обработка.

14

 

Для стального или AL корпуса, а также киля – это нанесение антикоррозийного грунта Sea-Line Anticorrosion primer на места, где металл голый. Для дерева – пропитка «антигнильным» грунтом Sea-Line Woodprimer. Для пластика – обработка мест, поврежденных осмосом грунтом Sea-Line HS. Расход химии зависит от величины обрабатываемой поверхности. На полную обработку десятиметрового корпуса ниже палубы ушло три литровых банки грунта плюс банка разбавителя.

9

Примечания:
— Под литровой банкой имеется ввиду комплект, материал 625 + отвердитель 125 + разбавитель 250 = готовый к применению материал.
— Количество растворителя определяется «на глаз», так, что бы было приятно красить – что бы и не текло, и не приходилось уж слишком интенсивно раскатывать. Понятно, что коэффициент разбавления зависит от исходной густоты продукта. Это, к стати, второй критерий выбора красок – ясно, что чем гуще исходная субстанция, тем в больший объем она разбавляется, и тем дешевле получается окрашенный квадратный метр. Когда вы будете в шоке от суммы, которую придется выложить за химию, небольшим облегчением послужит коэффициент разбавления.
— Разбавитель для грунта и полиуретана – это два разных продукта, не перепутайте! Надеюсь, что вам не придет в голову разводить дорогостоящую краску скипидаром?

 

 


Шпатлевка.

13

Сначала – Эпоксидная со стекловолокном, потом «легкая». Накладывается шпателем или кредитной карточкой (это не шутка – старые пластиковые карточки – лучший одноразовый шпатель). Слой – прошкур, слой, прошкур, день-ночь, день-ночь, мы идем по Африке, день ночь-день-ночь, все по той же Африке. И только пыль, пыль, пыль, из-под шагающих сапог, слой все тоньше, шкурка все мельче. Потребуется рулон шкурки и мешок терпения. Можно довести поверхность до абсолютно гладкого состояния, тут хитростей никаких нет, все зависит от терпения. Шкурение развивает грудные мышцы, от чего невероятно улучшается форма груди. Возможно, на эту уловку вам удастся подписать на шкурные работы матросов женского пола. Если не получилось, лучше попросить об услуге мигрантов из ближнего зарубежья, уж больно мерзкое это занятие.

 

 

Этап номер один. Грунтовка.

12

Эх, раззудись плечо!! Безо всяких границ – от палубы до киля, замазываем все, что попадется, в два – три слоя, можно поручить детям или зевакам. Расход грунта Sea-Line Lightprimer GRP на 10-метровую лодку ниже палубы, включая киль и руль – три литровых банки грунта плюс банка разбавителя.
После грунтовки сразу проявятся места, которые хорошо было бы еще прошпатлевать. Не отказывайте себе в этом удовольствии, но не забудьте потом еще раз прогрунтовать эти места. Заодно острым ножом счистите прилипших мошек и ошметки от валика. Пройдитесь по всему корпусу мелкой шкуркой.

1

 

 

 

Этап номер два. Нанесение ваттер-линии (в-л).
Если ее контуры на вашем корпусе сохранились – вам повезло, у меня все сдуло пескоструйкой. Как быть? Как найти сечение сложной трехмерной поверхности? Поможет следующая конструкция:

8

11

 

 

6

5

 

 

Патроны лучше брать калибра 7,62, хотя и 5,45 тоже подойдет. Шутка. Это не патрон, это лазерная указка, примотанная скотчем к гибкой линейке, зажатой в тиски, установленные на примерной высоте в-л.

Делаем «трынььь» – и по белому загрунотованному корпусу мечется красная точка, образуя линию сечения. На какой высоте? Обычно, если совсем не помним, как было раньше, высоту в-л определяют по углу форштевня и кормовому свесу.
Тут я, честно говоря, ошибся, поскольку помнил, как проходила в-л до установки на самом носу яхты якоря, якорной лебедки и аппарели, а так же загрузки полусотни метров цепи. Так что теперь у меня на носу в-л получилась на два сантиметра под водой, вот ведь, блин! Ошибочка вышла, надеюсь, не повторите.
Наклеиваем на в-л полосу малярного скотча, ширина которого определит толщину в-л.

 

 

Этап три. Собственно покраска полиуретаном выше в-л.

Помним про то, что яхта бывает или белого цвета, или глупого?

3

При финишной покраске очень важен материал валика. Если грунтовать можно практически любой шкуркой, стойкой к ядреному растворителю, то красить лучше всего «велюровым» валиком. На нем так и написано «velur». Красим минимум в два слоя, каждый из которых с усилием прокатываем «крест на крест». Не пытайтесь добиться от первого слоя, что бы он скрыл все – первый слой и должен немного просвечивать.

Перед каждым следующим слоем без фанатизма проходим корпус совсем мелкой шкуркой, срезаем прилипших мошек и ошметки валика, и легонько протираем от пыли тряпочкой с растворителем.(обезжиркой)

2

Расход краски (10-метровая лодка от палубы до в-л) Sea-Line Poliuretan – две литровых банки грунта(эмали) плюс полбанки разбавителя.

4

Этап четыре. Антифаулинг.

От в-л вниз, особо не напрягаясь, расход Sea-Line Antifauling на 10-метровую лодку ниже в-л, включая киль и руль – 2,5 литровый бочонок.

 

Этап пять. Рисуем в-л.

Отклеиваем скотч с в-л, приклеиваем две полоски выше и ниже в-л, и, под аплодисменты собравшихся, накатываем контрастным цветом в-л.

 

Ура! Мы сделали это!
Немного занудства. Во всех руководствах по покраске перечислено то, на что нужно обращать внимание, да и мы люди толковые, и наверняка не забудем:
— Очистить, обезжирить и высушить поверхность.
— Помешать краску.
— Соблюсти пропорции смешивания с отвердителем.
— Хотя бы примерно соблюсти временные интервалы между последующими слоями, рекомендованные производителем.

Примечание: Так как у меня никогда не было лодки с гелькоутом, то рассказываю чисто справочную информацию.
Гелькоут — это внешняя пленка изделий из полиэфирной смолы, которая защищает поверхность, а также придает оттенок и эстетический внешний вид. Решением по устранению рисок и небольших повреждений гелькоута выше ватерлинии является применение ремонтного набора или гелькоутовой шпатлевки. Гелькоутовый ремонтный набор на базе высококачественного изофталового топкоута. Предназначена для заполнения мелких царапин и сколов гелькоута над ватерлинией, образует защитный слой от воздействия воды и УФ лучей. После отверждения обеспечивает высокий глянец, твердую, чистую поверхность. После высыхания не липнет, т.к. гелькоут содержит соответствующее количество парафиновой добавки. Рем набор состоит из: гелькоута с парафиновой добавкой (топкоут), отвердитель, стакан, одноразовые перчатки, шпатель, инструкция по ремонту.

7

 

Какие выводы из всего вышесказанного? Покраска – не такой уж и сложный процесс. Самое неопределенное в котором – это выбор краски. Дело в том, что вы связываете себя с конкретным производителем очень на долго, если не на всю жизнь – последующую покраску крайне рекомендуется проводить продуктом того же производителя, иначе новый слой может «поднять» предыдущий.
Лично я, Андрей Невзоров, имел дело с тремя системами, свои личные впечатления о работе с которыми представляю ниже. Буду рад вашим комментариям с опытом работы с красками других производителей.

 

Hempel International Sea-Line
Даты покраски2000 и 2006 год **2011 год 2015 год
Стоимость продуктов  Очень высокая Высокая Высокая
Кфциент разбавления10%Почти не разбавляетсяДо 30%
Наличие в Мскве Почти нетВ сезон ограниченная Всегда в наличии
Качество поверхности*454
Стойкость к UF и абразиву Почти идеальна**Ужасно.
После 4 лет краска разрушилась и скорябывалась ногтем.
Пока не знаю. ***
Стойкость цветаПочти идеальна**Краска сильно пожелтелаПока не знаю. ***

* Качество поверхности — субъективная оценка «самонатягивания» полиуретана при застывании, то, насколько краска разглаживает «апельсиновую корку», остающуюся от валика. По пятибалльной шкале.
** В 2006 и 2011 г. я перекрашивал лодку к проекту, можно было бы еще реже.
*** Действительно не знаю, тут только время покажет, но, судя по тому, как легла краска, и по прочности высохшего слоя, все будет нормально.

Понравилось? Поделитесь!


2 комментария к “Окраска лодки

  1. Игорь

    А практичные французы алюминий выше ватерлинии вообще не красят — дешево и сердито (ну конечно палубу тоже покрывают нескользкой краской)

    1. Андрей НевзоровАндрей Невзоров Автор статьи

      Ну да, только моя лодка строилась не во франции, а в Питере, а наше изделие немного подшпатлевать нужно полюбому. Так что такой вариант у меня не проходит. Хотя голый металл, если он ровный — очень красиво.

Оставить комментарий

Войти с помощью: