Правильно поставленный вопрос – половина ответа. Народная мудрость.

Привет Андрей!
Я живу в Голландии и мечтаю через года 2-3 купить лодку и уплыть в кругосветку.
На данный момент я наплавал более 3500 миль, но никогда не имел дело с алюминиевыми лодками, но слышал что они самые хорошие для длительного плавания.

Может ты смог бы рассказать пару особенностей о них?
— Есть ли смысл переплачивать за алюминий?
— Есть ли смысл покупать алюминиевую лодку 30-летней давности и переоснащать?
— На что смотреть при оценке таких лодок?

Буду благодарен за любые подсказки! Thank you, Taras Kalapun

 

Отвечаю, как владелец Al-лодки.

Представим, что вы купили новый Al корпус.

Нужно понимать, что под термином «Алюминий» (Al) подразумевается алюминиево-магниевый сплав, созданный для эксплуатации в агрессивной морской среде.

При эксплуатации в пресной или малосоленой воде (например, Скандинавия или Голландия), ваши внуки будут с удовольствием использовать его безо всяких проблем, а вам можно вообще забыть про коррозию корпуса. Так, покрасить чисто декоративно, скорее всего, даже протекторы менять не придется. (Протекторы, это такие железяки, которые продаются в любом яхтенном магазине, привинчиваются на корпус и постепенно разрушаются, сохраняя Al от электоро-химической коррозии.)

При эксплуатации в Мировом Океане, вашим внукам (лет через тридцать-сорок) нужно будет тщательно осмотреть лодку, и, скорее всего, никаких проблем не будет, если вы своевременно меняли протекторы. (Через год, полтора максимум). И, конечно, если вы, не дай Бог, не принесли на лодку что-то медное или латунное – эти материалы на Al лодке использовать запрещается просто категорически. Исключение – винт, но он не имеет прямого контакта с корпусом.

Что бы внуки радовались дедову подарку, вам нужно будет следить еще за одним процессом, особенно при эксплуатации вашей яхты в очень соленой Средиземке или в Красном море.  Нужно будет поглядывать за состоянием AL в местах контакта с нержавейкой, если таковой контакт конструктивно заложен. Мест таких может быть (а может и не быть) несколько:

— Самое важное, это болты киля. Далее, по списку:

— Вантпутенсы

— Степс мачты, если она опирается о рубку.

— Всяческие кингстоны и краны, особенно у слива канализации – там особо соленая среда. И это не шутка! Состояние корпуса у слива канализации – главный показатель общего состояния, не примените проверить.

— Стаканы леерных ограждений и крепления кормовой дуги

— Лебедки

— Всякие мелочи, типа креплений тента и спрейхуда, кнехтов.

— В районе якорного хозяйства, там, где лебедка.

На разных лодках бывают разные конструктивные решения, я мог что-то и не назвать, но, суть в том, что нужно глазами контролировать состояние узлов стыка металлов с разными химическими потенциалами.

У меня на лодке, между нержавейкой и Al, везде лежит прокладочка из кусочка рекламного баннера. Очень практичная вещь, вырезается старательной матросом, при помощи маникюрных ножничков, извините за мой русский язык.

Матросы у меня очень старательные, поэтому вырезали прокладки очень точно. Слишком точно, нужно было бы дать хотя бы миллиметровый припуск по краю. Но, припуска не было, и хитрые электроны перебегали с одной железяки на другую, весело перепрыгивая через краешек прокладки, каждый раз унося с собой крупинку Al. За три года кругосветки, по периметру дельных вещей из нержавейки, пошла небольшая коррозия. Выражалась она в кратерах, размером со спичечную головку, в некоторых местах въевшихся в металл, но не больше, чем на миллиметр. Я, по возвращению, все зачистил, загрунтовал-покрасил, и процесс прекратился. Но, если за этим не следить, то лет за двадцать злая разность потенциалов на стыке двух металлов, вполне может прогрызть пятимиллиметровый корпус до дырки.

Тоже, в принципе, ничего страшного. Даже если за корпусом совсем не следили, и существуют такие  очаги коррозии, глядя на которые возникает подозрение о  снижении прочности металла, берется болгарка, кусок вырезается, и вваривается новый. Но, смотреть нужно внимательно, что бы не вырвало, например, вант-путенс где-нибудь посередине океана.

То есть, за Al корпусом, эксплуатирующимся в соленой (особенно сильносоленой) воде, нужно следить. По сравнению с пластиком или металлом совсем не много, но следить нужно.

Предположим, вы покупаете Al лодку возраста лет тридцать. Как увидеть наличие коррозии, и как понять, следили за ней или нет?

— Если корпус некрашеный. Берем шило, и шкрябаем им в месте контакта двух металлов. (См. список) Шило не должно провалиться .

— Если корпус крашеный больше, чем год назад, смотрим вздутие краски в вышеуказанных местах. Если под слоем краски идут процессы, краска вздуется, ее можно будет отколупнуть и увидеть белый порошок оксида Al.

— Если лодка явно свежепокрашенная, задаемся вопросом – а зачем это они лодку покрасили? Не иначе, как на продажу. Ковырять ее вам, скорее всего, не дадут, тут скорее нужно ориентироваться на порядочность владельца.

 

Стоит ли переплачивать за Al лодку? Конечно, стоит! Сколько? Я бы ориентировался на вес выбранного вами корпуса и цену Al.   Сколько он сейчас стоит? Доллара четыре за кг? Ну, вот и считайте.

Мое личное мнение такое: Если вы видите Al корпус, и у вас хватает на него денег, я бы рекомендовал брать, проверив то, о чем говорилось выше. Даже если внутри что-то придется переделать.

 

И еще одно. Помимо того, что Al корпус достанется вашим внукам, металл, все таки,  понадежнее пластика будет.  Сейчас я подумываю о следующих маршрутах, и очень мне хочется пнуть пингвина, манят высокие широты, ничего не могу с собой поделать. А при варианте появления льдин и суровой погоды, очень хочется, что бы корпус был из металла.

Да, и если честно, я бы ни в жизни не пошел вокруг света на 30-футовой лодке, будь она из пластика. А алюминиевая DELTA кругосветки как и не заметила.

 

 

Понравилось? Поделитесь!


Оставить комментарий

Войти с помощью: