С чего начинается Плавание?

Правильно, с составления маршрута.

В рубрике «Маршруты»  мы с вами постепенно, не торопясь, разберем конкретный кругосветный маршрут, пройденный авторами во время плавания 2011-2014 годов.

Как мы будем это делать, сам, честно говоря, еще не знаю. В формате статей, это как то грустно и слишком много букв, возможно, мне удастся сделать это в виде цикла небольших видео-лекций.  Посмотрим. Ваше мнение о форме подачи материала тоже хотелось бы услышать.

Почему один маршрут? Причин две. Первая в том, что я считаю, что имею право писать только о том, что видел своими глазами. Если коллеги яхтсмены добавят описания других вариантов прохождения и описания интересных мест — отлично. Не добавят — на первое время хватит и моего описания.

В том, что маршрут один, есть свои минусы и свои плюсы. Когда читаешь толстенные справочники, лоции и гиды, изданные известными издательствами, перелопачиваешь многочисленные ресурсы в инете, информации получаешь, конечно, массу. Аж глаза разбегаются. Можно пойти туда, а можно сюда. Там красиво, а тут еще краше. Сидишь, и думаешь — а как же конкретно идти? Как состыковать сезоны, регионы и переходы? Где лучше ремонтироваться, закупаться, и сколько времени можно посвятить этнографическим прогулкам? Информации море, но и вопросов от этих безграничных возможностей только прибавляется, хотя, при этом кажется, что у вас есть свобода выбора.

Свобода выбора — это, конечно, хорошо. Только, поверьте, когда идешь в первый раз, то, в какой-то момент, все эти чтения и планирования встают поперек горла,  хочется отбросить толстые книги, и возопить громко — Господи, ну зачем столько букв, цифр и неопределенностей? Почему не дать конкретный маршрут, с конкретным таймингом и с конкретными действиями — эдакое расписанное на трех страничках прохождение длиннющего и запутанного квеста, каковым, собственно, и является кругосветное плавание!? Это же просто! Пойди туда, встань тут и возьми с полки вон тот предмет… А дальше — дело твое, хочешь, сам разгадывай, хочешь — подсказку посмотри.

Любое дальнее плавание дает столько эмоций и переживаний, что очень хотелось бы, что бы скелет и канва маршрута были прописаны уже прошедшем его человеком, гарантирующим,  что если вы выйдете осенью первого (по счету) года из Гибралтара, то весной третьего года вернетесь целыми и невредимыми в свою любимую Турцию или Черногорию. В желании — по возможности — избавить вас от неопределенностей, и кроется вторая причина того, что маршрут описывается один, но конкретный и понятный. Пойдете во второй раз — вот тогда и экспериментируйте — вы сами уже будете достаточно опытными, и научитесь не только читать, но и понимать то, что написано в толстых книгах и на яхтенных сайтах. К этому времени вы освоите, наконец, навигационный английский, что бы дополнять информацию, полученную из единственной толковой книги, изданной на русском (Хенкель — «Океанское и прибрежное плавание»), и сможете сами спланировать свой следующий маршрут.

 Без-имени-1

Подсказки от старого канадца.

Маршрут, на самом  деле, исхожен настолько, что если бы на воде оставались следы от яхт, то, в некоторых местах, вода бы уже истерлась до дна.  Хотя яхты массово ходят по этим местам, считай, уже больше полу века, и людей, прошедших этой дорожкой, уже великое множество, первая возможность «вживую» поговорить с «очевидцами», выдалась нам в Лас-Пальмасе. Пара канадских французов были милы, разговорчивы и, не смотря на  возраст под семьдесят, полны энергии и планов. Возможно, им было и за семьдесят.  Понять возраст невозможно, настолько они хорошо выглядят — если бы встретил их в Мскве, решил бы, что им пятьдесят с небольшим — годы, проведенные в море, явно не пошли в зачет прожитых лет. Поль и Кларис путешествуют уже больше пятнадцати лет, за это время у них выросли внуки, и теперь им хотелось бы на них взглянуть. Они перебегут Атлантику, поднимутся до Канады, годик поиграют с внучатами и, наверное, пойдут дальше. Это у них такой план.

— А у вас какой план? — Спросили они, с умилением глядя на нас, как на деток малых.

— Мы, эта, Вокруг Света обойти хотим! — гордо заявил я.

— Круто, молодцы — согласился Поль, и взял ручку с блокнотом. В глазах Клэр блеснуло то самое грустно-завистливое выражение — она поняла, что мы начинаем читать по первому разу ее любимую, до дыр зачитанную книгу. Поль что-то быстро писал в блокноте.

— Значит так, смотрите: до Панамы, тут все ясно, не промахнетесь. Смотрите, как надо идти потом — и канадец выдрал три листочка из блокнота. Они, эти три мятых листика, в комплекте, конечно, с его пояснениями, и стали нашей нитью Ариадны. Нашим хелпом по квесту кругосветки.

 

Panama — Las Perlas — Galapagos — Marqisas — Tuamotu — Tahiti — Cook — Samoa — Nord Tonga — Fidj — Vanuatu — Nouvelle Caledoni — Avstalie — Bali — Borneo — Singapour — Malaysia — Thailand — SriLanka — Inde — Oman — Aden — Eriretrea — Port Kalib — Hurgada — Suez

Как же эти названия красиво звучат! Просто музыка какая-то. Орфографию автора я сохранил, не всегда с ней согласен, но это французская транскрипция.

Некоторые точки и переходы мы изменили — где-то поотстали, и из-за этого хотели проскочить участок побыстрее,  где-то поленились заказать визу и (или) не хотели платит за чек-ин, где-то дали крюк или немного задержались, где-то просто решили пойти своим путем (как потом стало ясно — совершенно напрасно) — все это не столь важно, а важно то, что у нас, помимо сумбура лоций и гидов, была общая схема маршрута. Схема, за пять минут набросанная на обрывке бумаги, но набросанная человеком надежным, путешественником, который видел все своими глазами, и которому можно верить.

 

P.S.  Поль ни разу не сверился с картой. Дай Бог нам всем такую память на восьмом десятке. И что бы все эти экзотические названия стали такими  же привычными, как, например, «Химки» или «метро Тимирязевская».

 

 

Прохождение квеста «Кругосветное плавание» — увлекательнейшего из всех возможных

Для начала — краткое описание, скорее даже анонс.

Квест проходится на парусной яхте, описывать которую мы будем в разделе «Яхта-мечта».

Приключение начинается в период с сентября по ноябрь первого года, старт от Геркулесовых столбов, или из Лиссабона (или с Мадейры или из Марокко) — не принципиально. Важно то, что вы отталкиваетесь от континентальной Европы, выходите из Средиземного моря, и вдыхаете полной грудью ветер Океана.

Финиш — в апреле — мае третьего года, когда вы, слегка ошалев от встречных ветров в Красном море и немного навязчивой гостеприимности арабского мира, вывалитесь из Суэцкого канала обратно в Средиземку, которое покажется вам милой, немного тесной лужей.

Первый Новый год вы встретите на Канарских (или Карибских — по вашему выбору) островах, второй — где-то в Тихом океане, третий — в Юго-восточной Азии. Неплохой план, не правда ли?

Всего по времени «от Европы до Европы» — два с половиной года. Оптимальный срок для первой, разведывательной, кругосветки. Настоящее же Кругосветное (с большой буквы) плавание занимает лет десять, а лучше — пятнадцать, но, этой идеей вы проникнитесь, лишь пройдя вокруг Земного шара в первый раз. На пути будут два больших перехода — дней двадцать через Атлантику и почти месяц через восточную часть Тихого океана. Остальные переходы — от трех до десяти дней, всего же в море вы проведете около девяти месяцев. Все остальное время — это стоянки на изумительных, райских островах и короткие переходы внутри архипелагов. Соотношение «переход-стоянка» получается примерно один к  двум — после недельного перехода — две недели стоянки. Как раз хватает времени, что бы отдохнуть после перехода, и, в общих чертах, исследовать новый мир приютившего вас архипелага.

Все плавание проходит в «бархатных» тропических широтах, спасибо тем, кто прокопал Панамский и Суэцкий каналы. Вы все время будете находиться в оптимальных погодных условиях, следуя за сменой сезонов. Переждать плохой сезон — три месяца — придется один раз, в Тихом океане, когда, с декабря по май, закрываются Южные моря. Там  будут несколько вариантов действий, один из которых вы выберете для себя.  Можно будет переждать сезон циклонов во Французской Полинезии, можно спуститься до Новой Зеландии, или подняться до островов Микронезии. Можно слетать домой «на Новый год», если денег на перелет не пожалеть.

Про деньги. Здесь и дальше все цены приведены к длрам США по состоянию на 2012 год. По нашим ретроспективным оценкам (по книгам), цены в длрах удвоились с 2000 года и  еще раз удвоились с 1990 года, что дает некую закономерность. То есть, если вы пойдете в плавание в 2020 году, смело умножайте приводимые тут цифры на два. (Если не будет революционных потрясений финансового рынка).

На маршруте будет два канала — Панама и Суэц. Первый влетит под две тысячи (вместе с чек-ином в Панаме), второй — триста пятьдесят.

 

 

Как же проистекает жизнь под парусом?

При «разведывательном» графике, о котором говорилось выше, ваша жизнь будет состоять из  следующих эпизодов, которые будут повторяться от архипелага к архипелагу:

Океанский переход — это работа. (Смотрите статью «Транс-океанские переходы» в этом разделе.) Не сложная, рутинная, но — работа — лодку качает, и вы испытываете определенные неудобства при приготовлении еды, при ловле и разделке рыбы, и, даже при занятиях сексом.  Зато, у вас есть уйма свободного времени, когда вы, вроде, и при деле — это же серьезный океанский переход, вы же, как ни как, судном управляете — но, при этом, ничего особо и не делаете, потому что лодкой управляет автопилот, а вахты несет электроника. Очень мне это состояние нравится. Очень способствует размышлениям, осознаниям и творениям…

Прибрежное плавание, подходы и отходы от архипелагов. Дистанции — от полусотни до ста пятидесяти миль, в зависимости от сложности подходов и количества рыбаков — обычно, это сутки с небольшим, максимум двое.  Прибрежное плавание,  также как и плавания в морях и внутри архипелагов — это, в отличии от океанского плавания, работа сложная и ответственная. Прибрежное плавание — это напряженное дежурство, это честные вахты, но, об этом еще расскажу отдельно.

Оформление документов — «чек-ин, чек-аут» — обязательная,  не очень приятная, но достаточно формальная и понятная процедура. Занимает, обычно, полный день на входе, и пол-дня на выходе из страны. О стандартной процедуре оформления расскажу отдельно. Войти в страну (лодка и два человека) обычно стоит от 50 до 200  длрв, есть места, где вообще можно не оформляться, есть и неприятно-дорогие исключения в виде, например, Галапагосов.  Ребята объявили весь архипелаг зоопарком, продают на входе билеты по сто дллрв с носа, и  обязывают пользоваться услугами агента за полторы сотни, из-за чего один только чек-ин вылетает под пять сотен. Еще они запрещают перемещаться по островам на яхте и ездить на динги — только организованные экскурсии, или водное такси. Так что, посещение архипелага обходится минимум в тысячу. Но, эффектно, черт побери! Эти залезающие на яхту котики, игуаны, птицы какие-то нереальные… Можно, конечно, и мимо пройти, но мы ни разу не пожалели, о том, что зашли.

Время, проводимое на якорных стоянках внутри архипелагов. Обычно — от недели (на меньшее время просто нет смысла заходить и оформлять документы) до месяца, иногда полутора  — иначе выпадешь из графика. Вот об этом-то — о прекрасных дальних странах, интереснейших людях, и прочих диковинах, —  мы и будем подробно рассказывать. Это и  вечерние прогулки по пляжу, и дайвиг со снорклингом, и шопинг, и культурное наследие, и этнография, и ремесла, а так же дивная кулинария, и восхитительные напитки, под которые общение с такими же путешественниками, как вы, особо приятно. Это сказка. Это все, что душа пожелает. Именно это — самое интересное.  А вовсе не море  — чего о нем рассказывать-то? — то ж морэ, сынку, морэ…

А… Еще, чуть не забыл, очень важное действо — ремонт лодки. Он безжалостно отъедает время релакса на стоянках, что очень обидно. Да и доставка запчастей на какой-нибудь затерянный в океане остров — это дорого и долго, хотя, при нынешней интернет-торговле, стало принципиально возможно получение любой запчасти практически в любом месте планеты. Это, конечно, один из тех моментов, которые делают такие путешествия реальными, но, все равно, лодку лучше готовить заранее, а планово ремонтировать, закупать запчасти или обновлять необрастайку — в специальных местах. Там все происходит быстро и относительно недорого, но таких мест немного. Скорее, даже очень мало. После Европы, их, собственно, всего два:  Панама и Малайзия-Таиланд.  Есть еще французские территории: Мартиника на Карибах, неплохие мощности на Таити и Райатеа, и Новая Каледония у выхода из Пассифика, но там все относительно дорого. Есть Новая Зеландия, но туда не все попадают, да и страна тоже не дешевая.  Говорят, неплохо в ЮАР и отлично в США, но я там не был.

 

Вот из таких этапов и состоит жизнь под парусом. В следующей статье разберем общий тайминг кругосветного плавания и этапы-архипелаги. Вы даже не можете себе представить, как это приятно, когда ваша жизнь разбивается на этапы архипелагами!

 

Обсуждаем!

 

 

 

 

Понравилось? Поделитесь!


6 комментариев к “Кругосветный маршрут от автора

  1. svetlana

    Андрей, Спасибо за статью! очень жду подробное описание маршрута! Собираюсь через полтора — два года уйти жить на воду, поэтому впитываю все и откладываю на полочки)))))))))

  2. vnarod

    Очень близкая мне идея. Я свои путеводители (Япония,Китай,Франция,Камбоджа, НЙ) писал по тому же принципу — всего один маршрут, но в мельчайших деталях.

  3. Alexey Volgov

    Отлично написано, Андрей!

    По формату:»много букв» — это же прекрасно. Достаточно будет добавить картинок из гуглокарт со стрелочками и все идеально.

    Видео конечно тоже хорошо, Но старый добрый текст как-то более структурирован всегда да и сохраннее он в долгосрочной перспективе.

  4. Валентин ГончаровВалентин Гончаров

    По стоимости прохода Панамского канала — опыт конца февраля 2015 от boat_revolution:
    …»Все кормятся вокруг канала. После явился агент Эрик и взыскал с нас 2139 долларов за проход. Всё включено, но очень дорого. Сам проход 800$, обмерщику 54$, секюрити 130$, банковский процент 60$, аренда кранцев и канатов 60$, вознаграждение Эрику 350$, чек-аут 35$, визы 250$, вознаграждение швартовщиков 400$.»…
    Лодка 44 фута, экипаж 2 человека.

  5. Андрей НевзоровАндрей Невзоров Автор статьи

    Почем канал для народа?

    Многих интересует, рассказываем. Цены в долларах на 2012 год.
    Само прохождение канала — tranzit — 500 -теоритически можно заплатить только эту сумму, только это не реально, потому что прилагаются следующие услуги:
    инспекция 54
    security fee (я не знаю, что это такое) 55
    услуги агента 350
    пермишн 220 – это если собираешься находиться в водах панамы больше двух дней, нужных на прохода канала
    имигрейшн 25
    шарпен (бумага, которую потребуют на галапогосах) 20
    Плюс отправка швартовщиков из Панама-сити в Колон, и питание швартовщиков на два дня 100
    .
    итого 1500
    .
    Еще будет имигрейшен на отходе, еще что то по мелочи платили.
    Местные швартовщики — если никто не хочет с тобою идти, стоят 90 за штуку — мы не платили
    Мы также избежали внесения залога (видимо тем, что оплатили transit кешем агенту)
    .
    Стоимость услуг марины вы Колоне
    Стоянка в клубе 48 в сутки
    Подъем лодки 600
    Антифулинг 280 за галон
    .
    Ананас 1 за штуку (в Панама-сити) 0,5
    Мясо 2.50 за кг
    Пачка сигарет 5

Оставить комментарий

Войти с помощью: