Немного затянувшийся процесс начала занятий на кругосветной яхте DELTA был обусловлен бюрократическими препонами, как это у нас часто бывает. Совершенно неожиданным затыком стало получение техосмотра. Вернее, не самого ТО, а необходимостью вписать новый двигатель в судовой билет, только после чего можно было получить ТО.

Неожиданно выяснилось, что, по мнению инспекции, главным двигателем на яхте числился подвесной мотор «Ветерок». Откуда он взялся? Загадка. «Замена» же подвесного мотора на стационарный, формально  – это изменение конструкции судна, ведущее за собой дремучую бюрократическую процедуру. Милая девушка-в-окошке глубоко вздохнула декольте, и выдала гениальную фразу: «Ну что вы нам голову морочите? Перебили бы шильдики на моторе, и ходили бы по старым документам!» Не, ну нормально?  Должностное лицо рекомендует перебить номера агрегатов…  Эта страна непобедима.

Все плохое когда-то заканчивается, и DELTA, с абсолютно легитимными документами, и честно пройденным ТО, вышла в море… ну, не в море, конечно, но на оперативный простор подмосковных водоемов.  Недоделки пост-кругосветного ремонта еще присутствуют, но делиться секретами дальних плаваний уже вовсю можно.

Обучение происходит по моей, извините, авторской методике, аж на двух судах. Собственно, яхте DELTA и маленьком швертботе «Луч». Почему так? И, вообще, как то это все смешно выглядит – в подмосковной лужице, на каком то Лучике? Что за притча? То ли дело – в Адриатике, да на пятидесятой Баварии!  Как потом друзьям-коллегам хвалится? Но, дорогие мои, тут каждый для себя решает, что для него важнее – «шашечки» или ехать. Был такой мультик про лошадку Марусю, что мечтала работать «такси». Она всё шашечки себе на боку рисовала, не понимая, что главное  – научиться  людей возить.

Что вообще нужно уметь человеку, собравшемуся управлять парусным судном?

  1. Умение маневрировать в стесненных условиях переполненных марин.

Как можно научится прецизионно маневрировать на огромной яхте, управляемой штурвалом – я, честно, не понимаю. Дело в том, что штурвал не дает «обратной связи» и вы не понимаете, в каком положении находится перо руля. На яхте DELTA – румпель, и ваша рука однозначно чувствует положение пера руля, от чего понимание поведения лодки приходит очень быстро.

1

 

  1. Постановка на якорь, опять же с учетом тесноты анкриджей.

Чартерные и учебные лодки очень редко становятся на якорь. Для них это, скорее, опция – так, зацепиться на часок, отобедать. Для серьезных же лодок – все с точностью до наоборот. В марины они заходят крайне редко, проводя все время на якоре. Почему? Да потому, что в марине жарко, жрут москиты, штивает на швартовых, скрипят кранцы и любопытные заглядывают в окна. На якоре же лодка продувается, стоя носом к ветру, не долетают насекомые, вокруг вас приватное пространство, тяжелая цепь – превосходный амортизатор, ну и платить за стоянку никому не надо.

Однако, правильная постановка на якорь – это даже не умение, это почти искусство. И даже бывалые порой несколько раз перебрасывают якорь, пока не убедятся, что все безопасно, и можно расслабиться и даже оставить лодку. Якорь  — главная система на судне!

2

 

  1. Судовая электроника.

DELTA оборудована полным комплектом электронного оборудования Raymarine, включая автопилот, радар и AIS. И я, за три года кругосветки научился им пользоваться. Очень хорошо научился. Мы этому оборудованию свою жизнь доверяли.

3

 

  1. Собственно, хождение под парусом.

Научиться чувствовать ветер на килевой яхте невозможно. Так же, как невозможно испытать чувство полета, сидя в кресле пассажирского аэробуса. Только маленький юркий швертбот, опрокидывающийся от каждого неловкого движения, даст вам то ни с чем не сравнимое чувство ветра, однажды включив которое, вы всегда будете чувствовать себя на парусном судне в своей стихии. Это как научится кататься на велосипеде –  единожды поймав равновесие, уже не потеряешь. Для этого и нужен Луч.

4

 

  1. Дополнительное занятие. Работа с парусами в одиночку. Ветровой автопилот.

Команда, это, конечно, здорово. Но, если вы серьезно собираетесь ходить под парусом, нужно научиться рассчитывать только на самого себя. Команда – она сегодня есть, а завтра домой улетела, и вот вы в море один, ночь, волна, и даже подстраховать некому. Очень страшно.

А ветровой автопилот – вообще гениальное изобретение. Невероятная система шестеренок, лопастей и веревочек – как оно работает? Без электричества управляет тяжелым судном! Реальное колдунство, для меня самого это было откровением. Готов им поделится.

 

Имею ли я право учить людей? А есть ли у меня какой-нибудь модный сертификат яхт-мастера или инструктора? Честно, нет.

У меня есть «Удостоверение яхтсмена», выданное исполкомом Моссовета в 1987 году прошлого века. Тридцать лет тому назад. Тридцать, Карл! Ну, и опыт кругосветного плавания.

 

5

 

Цена занятия – тысяча рублей с человека за один час занятий. Занятия для трех-четырех человек, продолжительность от трех часов.  Место – яхт-клуб МГУ – или на машине 7 км от МКАД, сразу после моста через канал, или полчаса на электричке от Савеловского в-ла, у станции встречу.  Время надо согласовывать, для обучения идеально – вечером в будни, поскольку в выходные очень сильное движение.

6

Понравилось? Поделитесь!