Основа основ — система спутниковой навигации.

Четверть века назад заработала система, сделавшая высокое искусство навигации доступной простым смертным.

 

«Черная коробочка» Системы Спутникового Позиционирования (ССП), смешная при том по цене, пришла на смену поколениям бородатых штурмонОв, и поиск ответа на философский вопрос «Где я?» превратился из ритуального полу-мистического действа с элементами поклонения богу Солнца, во взгляд, небрежно брошенный на экран.

Без-имени-1

То, что нажатием нескольких кнопок можно перевернуть земной шар — это, конечно, очень удобно и любой из путешественников прошлого за такую коробочку продал бы душу. Только вот, кто покупатель на ту душу?  Как и водится у всякой сладкой заманухи, из текста, набранного мелким шрифтом в подвале пользовательских соглашений на устройства, использующие сигнал ССП, торчит бесий хвостик оговорки. И не важно, какую ССП вы используете — идеологически чуждую GPS, или правоверную ГЛОНАС, важно то, что обе системы принадлежат воякам, и в любой момент могут быть отключены, или, что еще коварнее, в их работу могут быть намеренно внесены искажения.Такое уже случалось, и не раз, помните об этом.

Как коробочка ССП работает? Да элементарно. В небе висят спутники, и одновременно вскрикивают. У вас в руке приемник ССП — ухо, совмещенное с часами, секундомером и калькулятором. Ухо слышит сигналы, часы знают время посыла сигнала, секундомер измеряет запоздание, калькулятор, зная скорость распространения сигнала и время его посыла, по запозданию вычисляет расстояние доспутника. Имея расстояние до трех спутников, решением несложной тригонометрической задачи, в просторечии именуемой «триангуляцией», калькулятор вычисляет ваше местоположение. Вот и вся история. Чем больше спутников слышит ухо прибора — тем выше точность позиционирования. Для гражданского приемника GPS — это несколько метров. Для приемника ССП двух систем GPS+ГЛОНАСС — десятые доли метра. При наличии хорошей картографии, можно швартоваться вслепую.

Поняли принцип работы? Хотите сами поиграть в ССП? Выйдете в чисто поле между трех коттеджных поселков, и попросите трех ваших друзей по удару курантов хлопнуть хлопушку. Чью первую услышите, тот поселок ближе, туда и идите — там нальют. Я серьезно! Или знаете, как по интервалу между вспышкой молнии и громом вычислит расстояние до грозы. Нет? Погуглите, найдете — можно будет блеснуть эрудицией перед дамами.  Это все совсем не сложно, а принцип тот же — зная скорость сигнала и его «время в пути» легко вычислить расстояние до источника. Важно понимать, то, что у вас в руке – это приемник, он сам ничего не передает, только слушает и считает.

Первые, простые ССП выдавали только географические координаты. Затем бралась бумажная карта, и, с помощью параллельной линейки и циркуля-измерителя, наносилось положение судна. Это уже было чудо. Потом появились чарт-плоттеры, которые избавили нас от необходимости что-то рисовать на бумаге, символ лодочки сам едет по карте, отображаемой на экране. И мы попали в ПОЛНУЮ зависимость от ССП — случись что, и все, приплыли, здравствуйте, девочки. Что может случиться? Электрику, например, на лодке выбьет — смотрите статью Электричество на борту.

Не доверяйте электронике! Вернее, доверяйте, но не до конца. Не даром, на стартовом экране любого чарт-плоттера написано, что устройство может использоваться только как вспомогательное, основное — это бумажная карта и бюллетени судоводителей.  Как бы удобно это все не было — не брезгуйте периодически отмечать ваше положение на бумажной карте! Это хорошая морская практика, это хороший тон, это повышает безопасность и добавляет вам уважения, как капитану.

Имейте на борту аварийный чемоданчик с дешевым ручным GPS-ом, запасным комплектом батареек  и заряженным и проверенным спутниковым телефоном. А так же записанные на бумажке, а лучше в судовом журнале, координаты маяка, ближайшего к месту, куда вы хотите попасть.

К сожалению (для вашего кошелька), ССП не ограничивает тот набор электронных приборов, который нужен сегодня для безопасной навигации.

 

Сколько нужно приборов и зачем?

Электронных приборов на яхте достаточно много,займемся пока приборами навигационными, системы связи и интернета не рассматриваем, это тема отдельной статьи. Давайте, для начала, хотя бы перечислим электронные приборы, без которых жизнь под парусом – это не жизнь, а мучение.

Нужен ли весь приведенный ниже список приборов? Для серьезных плаваний и жизни под парусом – ответ ДА! Понятно, что электроника – штука достаточно дорогая, но жизнь дороже,  и при современном трафике, навигация без всех перечисленных устройств может быть просто опасна.

Хотя я и говорю о том, что все эти приборы нужны, я поставил их по очередности приобретения по мере увеличения дальности ваших плаваний. Если вы пока выходите в море только на денек, и до наступления сумерек возвращаетесь в марину, то вам, вообще говоря, хватит и рации.

3

Если хватит пороху, потом расскажу про хитрости работы с каждым прибором. А их много. Показания электроники нужно уметь не только читать, но и правильно интерпретировать.

 

Оборудование какого производителя выбрать?

Мой, Андрея Невзорова, выбор – это приборы Raymarine, за исключением радар-детектора фирмы Mer-Veille и впередсмотрящего эхолота InterPhase, к сожалению, этой фирмы нет уже как три года и продукции тоже. Почему я выбрал Raymarine? Вовсе не по тому, что компания Микстмарин – мой партнер. С нашим сотрудничеством все было как раз наоборот – сначала я выбрал производителя, покупал их устройства, долго ходил под ними, и лишь потом ребята стали мне помогать с оборудованием и консультациями.

Так почему я выбрал Raymarine? Причин несколько.

Причина первая. Удобство объединения устройств в сеть. Что бы следить за дюжиной приборов, нужна дюжина глаз, по этому, логично объединить устройства в сеть. Все морские приборы поддерживают протокол передачи данных NMEA («National Marine Electronics Association»), но, как и любой универсальный протокол, он работает на разных устройствах как-то кривовато, часто требует вручную прописывать параметры обмена, и нуждается в двух проводах – data-in, и data-out, что приводит к дикой путанице.

Хитрые Raymarine-цы сделали гениальную вещь – они придумали свой собственный протокол передачи данных SeaTalk. Data-сигнал передается по одному проводу характерного желтого цвета, практически не ограничивается количество подключенных к сети приборов, при подключении нового прибора не требуется ВООБЩЕ никакой настройки, сеть сама сразу его видит, и это невероятно удобно!

Причина вторая. Мульти-дисплеи. Очень удобная штука. То, что обычно называется чарт-плоттером, и ограничивается рисованием карты, в Raymarin-овском варианте позволяет выводить на дисплей любую интересующую информацию, компонуя ее как угодно. На навигационную карту можно наложить слой АИС и (или) слой радара, добавить сбоку цифровую информацию о глубине или скорости ветра, положении судна или ожидаемое время прибытия в точку, нарисовать стрелочный тахометр и следить за оборотами двигателя, или контролировать напряжение бортовой сети. А можно вывести на весь экран огромную цифру координат и с восторгом ждать нулей при пересечении экватора!

Компоновка данных действительно определяется только вашей фантазией, и несложно подстраивается под конкретные запросы в данных условиях. Что для вас СЕЙЧАС важнее – координаты или глубина? Или сила и направление ветра? Или отклонение от курса? Или вы внимательно смотрите на радарную картинку и хотите вывести ее на весь экран? Не вопрос, делайте, как вам удобно.

Мне было удобно. Единственное замечание, не знаю, возможно, эту шероховатость уже устранили, но в моей комплектации, при полном выключении системы, радар забывал конфигурацию охранных зон, и их приходилось рисовать заново. Это не сложно, пяток нажатий кнопок и три поворота ручки, но когда это проделываешь достаточно часто, то раздражает.

 

Причина третья. Оборудование, сцуко, надежное. Я начал пользоваться им сразу, как собрал лодку, то есть, рации, мульти-дисплею, первому автопилоту и GPS приемнику уже пятнадцать лет, радару десять лет,  да и мелкие приборы честно прошли вокруг света.

Что ломалось? Когда-то мне наступили на румпельный автопилот, когда он был выдвинут, от чего треснул корпус, и внутрь стала попадать вода.  Я сначала просто выливал воду, потом набил его тампаксами, и периодически их меняю, так ведь работает, скотина! Правда, в кругосветке использовал его как запасной.

В Панаме от близкого разряда молнии сгорела антенна GPS. Поскольку я шел под ГЛОНАСС, особой проблемы это не составило, но все рано поменял. В тропической жаре стал перегреваться компьютер автопилота Х5, пришлось снять защитный кожух, так он и ехал потом всю дорогу голый. Но работал. Привод автопилота пару раз за кругосветку вскрывал, чистил и добивал смазки. Оно, в общем-то, понятно, дорога дальняя, на кругосветных яхтах обычно используют гидравлику, в крайнем случае, привод на штурвал, а ну уж ни как не румпельные автопилоты.

Что еще? Да и все, в общем-то. Больше проблем за пятнадцать лет эксплуатации не было… А, нет, вру. Но, это даже забавно. Рация, ей пятнадцать лет от роду. У рации микрофон на толстом витом шнуре висит прямо у входа, солнце на него светит, вода поливает, так вот резиновая оплетка шнура потрескалась!  Непорядок.

Блок – схема электроники на круизной яхте.

Вот, как все было устроено на яхте DELTA, на которой я обошел вокруг света. Я считаю, что это необходимая и достаточная конфигурация. Все, в общем то, не сложно, вполне можно все подключить самому, смотрите:

1

 

Электроника, в том числе и судовая – одно из самых динамично развивающихся направлений человеческой деятельности. Порой, даже страшно становится. За те три года, что я шел вокруг света, в этой области появилось множество нового.  В следующей части статьи мы беседуем о них с Генеральным директором компании Микстмарин Алексеем Власовым.

 

Обсуждаем

 

 

Понравилось? Поделитесь!


7 комментариев к “Судовая электроника. Часть 1

  1. SV Somos

    Я бы еще добавил активный радар-рефлектор. Когда он чувствует «пинг» радара, он в ответ выдает активный ответ, что повышает видимость яхточки для радара «большого корабля» (ну или небольшого). Ибо пластиковые яхты имеют небольшой совсем «радарный профиль» и плохо отражают сигнал радара, посему плохо видны на экранах. Отражатель на мачте конечно хорошо, но и он не слишком хорошо отражает. Активный отражатель всеж полезен, КМК.

    Насчет сонаров переднего обзора — есть еще производители, даже с красивейшими трехмерными дисплеями. Но говорят что вроде бы кто-то там купил Интерфазе из больших производителей и вроде бы вскорости появятся вполне недорогие аппараты на современной платформе.

  2. Alexander Kuznetsov

    Это ужОс какой-то сколько все это стоит бабла и сколько электричества жрет! А ведь немало народу ходит и вовсе без электроники… Я для себя выбрал несколько другой порядок закупки гаджетов. Сразу оговорюсь, речь идет только о прибрежной Европе.
    1. Эхолот — вопрос безопасности при маневрах у берега. Также иметь и уметь пользоваться «грузик на веревочке обыкновенный»
    2.Ручной GPS — самый базовый, чтоб показывал координаты, курс и скорость. Иметь карты бумажные, и лоции. Знаю-знаю не напасешься и хранить негде. Как-то вопрос этот надо решать.Также иметь про запас софтину на планшете и телефоне. Скорее для планирования переходов и заходов в порты и якорные стоянки. Знаю-знаю, их век недолог в «суровой океанской кругосветке», но для прибрежной Европы вполне хватит
    3. Рация. Есть уже, если б не было, то начал бы с ручной. Все равно марины в неанглоговорящих странах отвечают по радио один раз из пяти. А с кем еще в море разговаривать? Если только со спасателями, если припрет…
    Анемометр? Не знаю… когда надо брать рифы оно и так понятно…прислушивайтесь к сфинктеру — не подведет. После недолгой тренировки человек начинает чувствовать направление ветра без всяких приборов.
    Автопилот? Есть уже легкий суррогат. Для безветренной погоды под моторчиком сойдет. Серьезный бы ставил только после ветрового и то бы подумал 5 раз про потребление энергии.
    AIS,ммм…не уверен, скорее какой-нибудь активный отражатель типа seame. Обязательно иметь обычный пассивный.
    Чарт-плоттер — вопрос привычки. Очень расхолаживает. Реально очень даже можно обходиться
    Я бы вместо всей этой кучи гаджетов подумал про какой-то Navtex или что-то в этом духе
    А воообще имхо есть три момента, которые регулируют закупку гаджетов в моем сознании. Погоду надо знать в лицо…
    1. Есть немало людей успешно ходивших и ходящих по сей день без электроники вообще. Да и без двигателей. И океаны пересекают. Это не значит, что всем так надо делать, это значит, что это вполне возможно при определенных навыках и самодисциплине.
    2. Гаджеты это то хорошее, к которому быстро привыкаешь и постепенно теряешь навыки «беспроводного» первобытного хождения. В самый неподходящий момент у вас накрывается гаджет или все питание сразу и вы начинаете ощущать себя голым на пионерской линейкею И думать то ли салют отдавать, то ли галстук развязывать.
    3. Каждому гаджету на борту должна быть замена, навык и регламент на случай, как без него обойтись. Нужно быть готовым ходить продолжительное время без электропитания вообще.

    Извините, что поперек, надеюсь на конструктивную критику

  3. Андрей НевзоровАндрей Невзоров Автор статьи

    Коллеги, есть такая трудно определяемая штука, как «хорошая морская практика», причем уровень ее «хорошести» каждый капитан определяет сам на своем судне.
    Одному капитану кажется, что приведенного списка электроники недостаточно, и нужен еще и активный отражатель, другой выйдет в море с грузиком на веревочке в качестве лота, и с веревочкой с узелочками в качестве лага. Причем, не факт, что у первого на лодке будет безопаснее.
    Тот список, который приведен выше, лично с моей, Андрея Невзорова, точки зрения, наиболее соответствует понятию «хорошая морская практика» при современной плотности трафика и управлению лодкой ограниченным экипажем — в одиночку, или вдвоем, без необходимости нести круглосуточные вахты, путешествуя в режиме Жизнь Под Парусом.

  4. SV Somos

    Отож. На вкус и цвет все фломастеры разные. Я например не пойду без стиральной машины и хорошего вместительного холодильника (и морозильника). Возраст не тот, чтобы стирать вручную, ну или там на тузике возить на бреег в марины белье стирать. Жену жалко, да и себя, потому что через месяц стирки в тазике она пошлет меня вместе с яхтой. Так же я не пойду без ватермейкера, потому что возить воду в канистрах — я в гробу видал, и палаточно-походочная молодость давно скрылась в дали. Но я знаю кучу народа, которая прекрасно обходится без этого всего, даже с семьями. Некоторые прекрасно живут даже без холодильника. При этом некоторые умудряются смотреть свысока на «комфортников», считая, что они «не настоящие яхтсмены». Каждый дро… ээээ…. в общем, точно что такое «хорошая морская практика», каждый сам решает 🙂 А если уж быть честным, то решает это в первую очередь то, сколько денег есть у данного гражданина. 🙂

  5. Alexander Kuznetsov

    Вы абсолютно правы, бюджет решает многое. В идеале всем бы хотелось иметь в меру большую лодку, чтоб загрузить ее под завязку последними достижениями технологии и максимально приблизить к комфортности дачи на Рублевке. В бюджете должны быть заложены расходы на поддержание гаджетов в работоспособном состоянии. Есть пара НО.
    1. Чем оно сложнее, тем чаще глючит и ломается и тем труднее это продиагностировать и починить.
    2. Обилие гаджетов повышает требования к энерговооруженности лодки, что в свою очередь ведет повышению ее размера и веса. Что в свою очередь усложняет управление и может потребовать дополнительного экипажа. Опять же, этот вопрос решается по-разному. Но наличие дополнительного человека не всегда укладывается в формат семейного путешествия. Да и найти подходящего человека не всегда легко.
    3. Кроме того, за деньги нельзя купить время починки всех гаджетов, установленных на лодке. Время ожидания запчастей, наличие грамотного специалиста, сроки ремонтных работ — это все не всегда можно купить за деньги.
    4. Ремонт это всегда геморрой. Даже при неограниченном бюджете, все усилия по его организации ложатся на экипаж, отрывая его от круизной идилии.
    Полностью согласен с Вами, комфорта должно быть в меру, чтоб мечта не превратилась в непрерывную борьбу со средствами ее осуществления. И баланс каждый выбирает самостоятельно — по бюджету, своим предпочтениям и навыкам

  6. Андрей НевзоровАндрей Невзоров Автор статьи

    Коллеги, вы безусловно правы — каждый выбирает по себе.
    Но. Есть некоторый минимум оборудования, без которого при современном трафике выходить опасно. С моей точки зрения можно обойтись без ватермейкера, но сегодня нельзя обойтись без АИС. Времена, а главное — скорости у карго не те, что раньше.
    Можно обойтись без стиралки, но нельзя обойтись без автопилота, когда вы один (вдвоем с женщиной) — одно дело в охотку отвезти простынки в лавандерийку, где за пару дллрв все постирают, другое дело стоять ночью на руле… Бррр!
    И так далее, по списку.

Оставить комментарий

Войти с помощью: