Диод номер два.

На схеме приведен один диод, не позволяющий Start-сети разряжаться в Home-сеть. Логично было бы предположить, что можно поставить второй диод, не выпускающий энергию из Home-сети, при работе стартера. По уму, так и нужно сделать, потому как при работе мощного стартера, возникают токи, совсем не полезные для deep cycle батарей Home-сети, и даже изделие, называемое яхтенным диодом — это (обычно) два диода в одном корпусе.

Но, есть одна проблема — современные солнечные панели и ветряки комплектуются контроллерами, опрашивающими батарею, и эти, через чур умные электронные приборы, через диод не «видят» состояние батареи, и просто не работают! В описании к этим устройствам выделено жирным шрифтом, что между контроллером и батареей не должно быть ни каких дополнительных элементов.  Завести их после Home диода? Но, тогда они не будут заряжать Start батарею… Замкнутый круг. Я для себя остановился на схеме с одним диодом, игнорируя разрядку Home-сети при работе стартера. Или при подъеме якоря. О! Про якорную лебедку мы же не поговорили!

Якорная лебедка и привод подрульки.

Два супер-потребителя, мощностью по 1000 ватт (100 Ампер тока!) находящиеся, к тому же, на носу яхты. Тут тоже есть варианты. Вариант первый — тянуть два толстенных и дорогущих провода на нос от Start-батареи (Home-сеть и Home-АКБ просто не выдержат таких токов!). Второй — поставить на носу свою АКБ специально для этих устройств, создав отдельную цепь якоря и подрульки, отделить ее еще одним диодом, и тянуть туда провода для зарядки якорь-АКБ — тоже совсем не тонкие, по тому как пользуемся мы этими устройствами только при работающем двигателе, а генератор двигателя выдает, в зависимости от модели, или 40 или 80 Ампер. В общем, тоже не тоже и выходит.

 

12 или 24 вольт в бортовой сети?

Вопрос философский, я уже было собрался писать о нем, но тут на моей страничке развернулась дискуссия, которую я с некоторыми купюрами и привожу. Основное преимущество 24-вольтовой схемы — в два раза меньший ток, и, соответственно, в два раза более тонкие и дешевые провода. А недостатки… Послушаем, что скажут люди.

Игорь Махлов Вот исходя из написанного и думаю организовать 24 вольта. Делается легко)

Невзоров Андрей Если исходить из того, что круизная яхта в 20-30 тонн, это как здоровый автопоезд, то 24 В кажутся неплохим решением.

Игорь Махлов Так это реально делается легко — просто группируются 12 вольтовые АКБ

Невзоров Андрей Да, переконектить АКБ совсем не сложно. Только потом выкидываются ВСЕ 12 В устройства и покупаются новые 24 В

Leonid Kirillov Можно снимать 12 В с половины банок 24 В батареи, но тогда эта половина будет чаще разряжаться-заряжаться, и убьется быстрее. Ну или DC-DC конвертеры 24-12. Они недороги.

Невзоров Андрей Криво… Обязательно воткнешь 12 В устройство в 24. Может быть, лучше при покупке яхты б/у — из серии тех, что мы предлагаем, сразу зарезервировать деньги и силы для переделки на 24 В? Хотя, зачем? Толстые провода всяко дешевле переделки всей сети и покупки всех новых устройств.

Leonid Kirillov Оборудование на 24 В как правило стационарное, случайно не воткнешь. 12 В розетки в 21 веке лучше всего делать твердотельными DC-DC преобразователями, 24 В розеток не делать, или делать несовместимыми с прикуривателем.

Сергей Раевский 24 вольта — плохо. Во первых, большинство девайсов все таки на 12 В. Во вторых — два аккумулятора, включенные последовательно будут стареть по разному и у них будет разная емкость. Кроме того, большинство генераторов (я про генератор в двигателе), а так же ветрогенераторов и солнечных панелей рассчитаны на заряд именно 12 В аккумуляторов.

Игорь Махлов Сергей, совсем не согласен. 2 кислотных аккума будут стареть по разному, агм и гель- нет. Большинство американских устройств (читаем — дешевых и надежных в сравнении с Европой) как раз 24 вольта. И уж самое главное- в 2 раза снизить силу тока в цепи- на порядок снизить опасность пожара при КЗ

Невзоров Андрей А почему при правильно подобранном сечении провода 12 В более пожароопасно?

Игорь Махлов При КЗ тепловая энергия, выделяемая от силы тока в 2 раза меньше- огромная разница)

Невзоров Андрей Эээ… Игорь а как бэ не наоборот?

Игорь Махлов Самому стало интересно… Так… Амперы в ватты, потом в джоули…. Не, все правильно)))). Хотя… Дяденька, я не настоящий сварщик)))))

Невзоров Андрей при КЗ сила тока, вообще говоря, определяется внутренним сопротивлением АКБ и зависит только от свойств АКБ. А выделяемая мощность, это напряжение, умноженное на ток, так что напряжение в 24 В даст при том же токе (определенном АКБ) в два раза большую мощность, чем 12 В. То есть в два раза быстрее расплавит провод.

Игорь Махлов А солнечную панель (вернее пары 12 вольтовых) перещелкать в 24- вообще не проблема). И у ветрогенератора только контролер поменять). Это если брать 12 вольтовую технику. Другой вопрос — лампочки менять придется)))) Но это все в теории… У себя на Петровиче сначала усовершенствовал всю стандартную 12 вольтовую сеть, только потом понял про преимущество 24 В. Менять на практике рука (и кошелек) не поднимется. А вот если с самого начала делал бы заново- 24 однозначно. Кстати, 24 вольта приборы еще и дешевле, чем привычные 12 вольт. От генераторов и опреснителей до лампочек)))

Максим Плотников Я попытался заказать в одной конторе в Мармарисе опреснитель на 12 вольт. Так они сказали, что только 24V и, может быть, они сделают на 12V, когда ни будь. Так что да… 24V не всегда менее популярно.

Бережницкий Александр Только 12 вольт. Не надо революцию делать. В этой истории вовремя остановится. Крыша поедет. Меня зацепила.;))

 

Заключение:

В статье умышленно не приводятся сложные схемы, детальные описания и параметры генерирующих устройств, якорных лебедок, характеристик АКБ; ничего не говорится об устройстве помп, холодильников, и кондиционеров.  Есть ли смысл рассматривать работу каждого отдельного устройства при современной динамике развития яхтенного оборудования? Я его не вижу, ибо информация будет очень быстро устаревать — сегодня достаточно ввести модель устройства в строку поисковика для того, что бы получить детальную информацию о нем.

Статья дает лишь общее понимание того, как получается, хранится и расходуется электроэнергия на круизной яхте. Мне бы очень хотелось донести до вас, что электрика, не смотря на свою, оставшуюся еще со школьных уроков физики, пугающую сложность — не такой уж и темный лес. Пары формул, тестера, определенной аккуратности и здравого смысла вполне хватит для того, что бы самому со всем разобраться. А методика поиска неисправности напоминает, в общем-то, забавную логическую игру — здесь все зависит от вашей точки зрения и отношения к проблеме.

 

Литература: Lelectricite a bordJeanPhilippe Matice

 

Невыдуманная история. Индийский океан, между Малайзией и Шри-Ланкой

Муссон раздулся вовсю — двадцать узлов постоянно, в порывах — больше. Грот давно сняли, под кусочком стакселя перепрыгиваем с волны на волну, трясет, шатает, пришли тучи, ночи темные-темные… Что делать темной-темной ночью? Читать не получается — трясет очень, решили кинишко посмотреть. Расположились, я ужин изоготовил, даже рюмочку достал, а монитор не включается. Посмотрел напряжение — мать, мать — девять вольт, вместо положенных двенадцати! Прошляпил, проворонил.

Оно, в общем, понятно — пока выбирались из пролива — ночи три, если не четыре шли под радаром — рыбаков обходили, потом вдоль движения судов — АИС, монитор, рация, огни. Сериал опять же досматривали каждый вечер, вот энергию всю и высосали. Солнце в дымке, от панелей толку чуть, идем по ветру — относительно лодки дует несильно — ветряк дает, конечно, что-то, но не много, явно баланс в минус — ну вот и посадили сеть. Почему аларм не сработал? Да у приборчика, что за сетью следит, есть дурацкое свойство — если его отключить, то потом аларм надо опять руками заводить, как будильник — видать, где-то в Малайзии я электричество отключал, а когда включил обратно, забыл аларм активирвать…

Но, это же все нестрашно — сейчас мотор заведем, погоняем пару часов, вот батареи и набьются. Мотор заводится от своей батареи, отделенной от общей сети специальным диодом — кто не знает, это такая штучка волшебная — «туда — дуй, от туда — .уй». Ну, короче, не может стартовая батарея разрядиться, как бы «домашнюю» сеть не сажали. Не должна.

В предвкушении фильма, тушенки с фасолью и рюмочки за «почти приехали», поворачиваю ключ зажигания… Знаете это дурацкое состояние, когда вслед за этим ничего не происходит, только лампочки на панели приборов тихо гаснут? И вы понимаете, что все, приехали, аккумулятор сдох, с ближайшими планами можно проститься, и надо бегать (обычно по морозу) с проводами и христом-богом просить прикуриться… Только тут прикурится не у кого — ночь, волны, вся навигация отключена, что бы сохранить хотя бы остаток заряда — только лампочка тусклая на мачте светиться, несемся неведомо куда, моментально вернулись в колумбовы времена, так у него, сцуо, хоть карта была, астролябия какая, веревочка с узелками скорость мерить, а тут, как слепые котята… Кончилось электричество, и все, полная попа — не даром боцман каменный нож на стоянке выточил, очень пригодится.

Почему случилось? Разбираться будем в порту, но, скорее всего — пробило этот самый диод, вот вся энергия стартовой батареи на просмотр сериала и израсходовалась. Почему пробило? Последнее время много под мотором шли, он работал постоянно, вот время его и пришло — не важно — важно то, что крупные неприятности растут из мелких недосмотров — когда-то аларм не включил, лишний раз на напряжометр не посмотрел, хотя ясно было, что много расходуем… Ладно, делать-то что? Без навигации, без связи, без двигателя… Берег скоро!

«А ну без истерик, мы врежемся в берег — сказал командир…» Без истерик, ладно, хорошо, давай без истерик — успокаивал я сам себя, нервно уплетая тушенку. В пассиве — ни хрена не работает. В активе — попутный ветер, и то что «на борту у нас правильный компАс» — а компАс, как известно — устройство энергонезависимое. То есть, направление мы примерно знаем, мимо Ш-Лнки мы не промахнемся — упремся в берег, повернем налево, и вдоль берега будем идти, пока не увидим маяк Гале. Это в самом плохом раскладе. Правда, потом надо будет еще порт-контроль как то вызвать, и в порт зайти, но это уже по ходу разберемся.

Лучше, конечно, завести двигатель. Где энергию брать будем? Вовремя я генератор утопил, ничего не скажешь! Ну почему вещь всегда становится крайне нужной, аккурат через неделю, после того, как ее выкинешь?? Поскольку солнца нет — единственный вариант — ветряк. Есть, конечно, еще всякие бредовые идеи, типа намотать веревку на вал двигателя, выбрать грот, привязать к гику эту веревку, а потом резко отпустить… Это я не сам придумал — в каком-то фильме про яхтенные гонки видел — все хотел повторить, очень интересно было — сработает или нет. Может, сейчас самое время? Ладно, вернемся к ветряку — что бы он давал сколько-нибудь серьезный ток, нужно развернуться, и пойти почти против ветра — тогда к скорости ветра прибавится скорость лодки, и будет нам счастье.

На сколько же мерзкое занятие идти в Океане против ветра и волны! Мы задраили все люки, и в полной темноте и страшной духоте, держась за все что можно, лежали и слушали, как лодка срывается с гребня волны, с глухим ударом бьется о следующую, как зарывается носом, как волна прокатывается по палубе, и иногда через рубку… Оказалось, что уплотнение носового люка подсохли, и от таких экзерсисов потекли — Ленке намочило кроватку. Этого еще не хватало!

Зато ветряк визжит, как заведенная юла! 7-8, в порывах и 10 ампер тока набивало стартовую батарею! Круто! Напряжение медленно, но верно растет — уже почти двенадцать вольт! Еще пару часов пытки миксером, и можно будет попробовать завести мотор. Чем то это мне все напомнило старый фильм, как с американцами на орбите что-то стряслось, и космонавты вместе с Хьюстоном примерно также считали амперы, что бы завести компьютер, нужный для посадки.

Что бы не дергаться раньше времени, наметили себе контрольный момент — четыре утра — раньше система вряд ли успеет зарядиться. Хорошая ночка, правда? Если кино мы собрались смотреть часов в девять… Так что пока я соображал, что к чему, пока клеммы проверял — мало ли, может окислилось что — все ни как не мог поверить, что диод пробило, вроде, достаточно надежно выглядел. А, еще абсурдности ручной тестер добавил — у него села батарейка, и он на любой вопрос отвечал, что напряжение отличное — аж тринадцать вольт. Почему то ему эта цифра очень понравилась. И пока я сообразил, что его просто глючит от севшей батарейки…

Все закончилось хорошо — в четыре ноль-ноль двигатель завелся как часы, и принялся заряжать систему, мы легли на курс, открыли люки, из всех потерь — подмоченная Ленина кроватка. И теперь надо будет искать на Ш-Лке диод.

 

  1. Электричество на борту. Часть 1.
  2. Электричество на борту. Часть 2. Провода и их соединение, защита.
  3. Электричество на борту. Часть 3. Аккумуляторы и генераторы.
  4. Электричество на борту. Часть 4. Энергетический расчет, дополнения.
  5. Электричество на борту. Часть 5. Упрощения, допущенные в статье.

 

Обсуждаем

 

 

Понравилось? Поделитесь!