На что хватает и на что не хватает энергии?

Если у вас стоит ДГ, вам хватит энергии на все. Можете дальше не читать. Если ДГ на вашей лодке не стоит, то вам все время придется соблюдать баланс электроэнергии.

Это не сложно, главное, как и в случае с деньгами, помнить о том, что если вы тратите больше, чем получаете, то они в какой-то момент кончатся. Давайте немного посчитаем. Приход энергии от ветряка и панелей при идеальной погоде типа «солнце и ветер в бокале сухого шабли» (тропики, безоблачно, ветер больше 10 узлов) мы прикинули — 200 A/h в сутки. Как посчитать расход? Правильно — кропотливым суммированием.

Представим себе «средневзвешенные» сутки, прожитые под парусом.  Предположим, что 12 часов мы шли, 12 часов стояли на якоре. Начали считать наши расходы в полусотне миль от  берега, с рассветом. Идем на электрическом автопилоте, ближе к вечеру подошли к бухте, включили радар, поговорили по рации, потом встали на якорь, переночевали, и с новым рассветом суммировали суточное потребление электроэнергии.  На якоре стоим правильно, включив сигнализации, описанные в статье про главную систему на яхте.

1

Что же получилось? Трех панелей и ветряка вполне хватает для удовлетворения наших потребностей в электроэнергии, баланс получается положительный и даже с полуторным запасом. Но, к сожалению, этих источников не хватает на холодильник. Почему такой акцент на холодильнике? Подумаешь, вино будет теплое… Не в вине дело! Разговор об этом еще впереди, сейчас скажу коротко: холодильник позволяет сохранить пойманную на переходе рыбу, которая является основой нашего рациона!

Как только вы встаете в более-менее обитаемом месте, рыба перестает ловиться — ее тут выловили до вас. И нет вариантов — нужно или питаться в городе, что иногда дорого, или покупать продукты и готовить на яхте, что дешевле, но все равно накладно. А забив на переходе роскошным тунцом или дорадо холодильник (а лучше даже морозилку), вы  вполне можете пару недель не думать о пропитании.

 

Дополнения. Приборы и инструменты

2Прибор нужен один — цифровой тестер. Точнее, их должно быть два — один запасной. Чем проще тестер — тем лучше. Но! У него обязательно должна быть функция измерения ТОКА до 10 Ампер. Эта опция есть не у всех приборов, будьте внимательны при покупке. Кроме ножа, кусачек, паяльника с оловом, канифолью и паяльной кислотой,  вам понадобятся щипцы для обжима наконечников, пинцет, медицинские зажимы — очень удобная вещь.

Что еще? Изолента, набор термоусадочных трубок, «касса» с разнообразными наконечниками и предохранителями, запасные электротехнические элементы… и, конечно, аэрозоль — очиститель контактов «contact cleaner». Она расходуется пугающими объемами — пол-литровми баллончиками. Говорят, что есть аэрозольный силикон для защиты контактов, но я его так и не нашел.

 

Освещение.

Канули в лету лучины и свечи, за ними ушли в музей керосиновые лампы. Сейчас мы провожаем в последний путь лампы накаливания. Не мешайте им покоиться с миром, и отпустите, сохранив о них теплые воспоминания. ВСЕ источники света на яхте должны быть светодиодные — LED.

Жизнь под парусом — это жизнь с фонариком. Мы вышли из мира освещенных улиц и сияющих реклам. С одной стороны — это здорово, с другой стороны — темно. Карманные, налобные, аварийные фонарики войдут в вашу жизнь и станут вашими постоянными спутниками. Сегодня они удобные, водонепроницаемые, часто с функцией подзарядки, и, что самое главное — они светят ярко и долго!    LED — технологии, дающие яркий свет при минимальном потреблении, позволили добиться того, что одного комплекта батареек практически хватает на месяцы работы фонарика. Любите их, не забывайте брать их с собой, уходя с лодки во второй половине дня (а вдруг не успеете вернуться до сумерек?)  — они ваши верные друзья, и сильно вам помогут в темноте тропических ночей.

«Гражданская» техника на борту.

Фотики, камеры, ноуты, телефоны, флешки, карты памяти, жесткие диски, взятые с собой из жизни на берегу очень скоро умрут. Время жизни любой незащищенной электроники на борту — три месяца, от силы полгода. Или до попадания внутрь устройства первой капли забортной воды. После смерти третьего по счету фотика-мыльницы за сто дллрв, мы купили защищенный фотик за триста, который работает до сих пор. Не повторяйте нашей ошибки, сразу покупайте защищенную технику. Ноуты, видимо, уступят место планшетам в герметичных чехлах. То, что индивидуально защитить невозможно — флешки и диски с вашими фильмами и фотками, должны хранится в специально продуманных местах, переложенные пакетиками с силикогелем, или рисом. Да, да — обычным рисом — он очень гигроскопичен, и отлично сушит.

 

Инвертор 12/220 вольт.

Нужен. Не очень мощный (450-ватный)  и не очень дорогой. Можно, конечно, поставить и помощнее, но тогда будет соблазн воткнуть в него, например, электро-чайник. И высосать все батареи за пять минут. Чем дорогой отличается от дешевого? Дорогой выдает «настоящее» переменное напряжение, а дешевый «квази» переменное. Не заморачивайтесь над этим, следующий абзац можно пропустить.

3Суть в том, что 12-вольтовый прибор, мощностью, например,12 ватт будет потреблять, как мы уже знаем, 1 Ампер.  220-вольтовый прибор, мощностью в те же 12 ватт, включенный через «настоящий» инвертор в бортовую сеть, будет потреблять (из бортовой сети) примерно 1,2 Ампер, где 20 процентов накинет инвертор. Тот же прибор, включенный через «квази» инвертор будет потреблять из бортовой сети уже под 2 Ампера.

Но, это все не важно — инвертор нужен нам только для мелких расходов — питания многочисленных зарядок для тех же фотиков, планшетников, камер и телефонов, — они все совсем небольшой мощности, и потерями тут можно пренебречь. Почему не питать всю эту кучу девайсов от автомобильных переходников? Можно. Но автомобильные зарядки — они не настоящие. Они как бэ заряжают, но как-то плохо, и дорогостоящие аккумуляторы наших многочисленных портативных устройств начинают очень быстро умирать, что приводит к расходам, изумляющим вас своей неожиданностью. Всю эту технику лучше заряжать штатными (идущими с ней в комплекте) 220-вольтовыми зарядками.

Нельзя втыкать в инвертор мощные устройства! Наш первенький инвертор мигом сгорел после втыкания (не скажу кем) в него блендера. Я даже не знал о существовании такого устройства не то, что на борту — в природе! На мой праведный гнев,  эта умная  — не скажу кто — указала на 400-ватную мощность блендера, и 450-ватную мощность инвертора. Вроде все сходится? Нет! Та мощность, которая красиво написана на инверторе — это пиковая, кратковременная. Так что инвертор — только зарядок для карманных устройств и пальчиковых батареек.

 

Оргтехника.

На борту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть принтер, а желательно еще и сканер. Из двух этих устройств получается копир. Питаются они тоже от 220-V инвертора, поскольку 12V принтер — это какая-то нереальная экзотика. Да и существует ли он в природе?

Зачем оргтехника на борту? Да за тем, что ведение документооборота на судне, периодически пересекающем границы — это серьезная бумажная работа. Разговор об этом еще будет, сейчас просто поверьте, что вам очень понадобятся и степлеры, и папки, и офисная бумага, и файлы и скоросшиватели… Необходимость что-то распечатать будет возникать с пугающей периодичностью, а пакет офисных программ, (не говоря уже об умении работать с фотошопом) очень пригодится.

Кстати, на сайте скоро начнет публиковаться коллекция лоций и гидов, которые я старательно собирал во время плавания. Коллекция реально огромная. Понятно, что она в электронном виде. Вот, предположим, вы ее подучили. И что, распечатывать на берегу шестисотстраничные фолианты и тащить с собой в бумаге? Читать с экрана? Гораздо приятнее на подходе к архипелагу распечатать нужный гид, скрепить его в виде книжки и работать с ним в бумаге.

Защита от молнии

Маленький эпизод из нашей будущей книги о кругосветном плавании.

И гроза пришла! Все продолжается, на самом деле, всего минут пятнадцать, гроза, это неприятность достаточно короткая, но, страшно. Ничего ж не видно вокруг, радар, когда в эпицентре находишься, тоже слепнет.  Молнии бьют вокруг, а у тебя 15-и метровый штырь над головой торчит, очень неприятные ощущения и, главное, не понятно, что делать. С одной стороны надо электронику отключить, чтобы, если все же молния в мачту попадет, уменьшить вероятность того, что все сгорит к черту. Включенная электроника при попадании молнии выгорает с 99 процентной вероятностью. С 50 процентной вероятностью выгорает выключенная электроника — говорят, электромагнитный импульс иногда выжигает полупроводниковые переходы прямо на платах. Мне думается, что если еще и аккумуляторы отсоединить, вероятность выгорания — процентов тридцать. Так что — дилемма. Если электронику всю выключить и нестись на «пронеси Господи»,  значит, автопилот тоже выключится. Лезть наверх, рулить самому?  Ну, прямо сильно это не хочется, очень сильно. Там же неприятно — ночью, да еще в грозу…

Да, гроза — это очень неприятно. Тем более, когда над водой торчит высоченный металлический штырь, а вы прямо под ним. И все вокруг мокрое. Как защититься от гнева Божьего? Правильно — чаще ходить в церковь. А еще нужно сделать заземление. Как его сделать на воде? Что вообще может являться заземлением, когда вы на воде? Металлический фальш-киль! Отличная железяка большой площади, которая, теоретически, должна рассеять молнию по соленой воде океана. Так что у вас единственная возможность — связать мачту толстенным медным проводом с фальш-килем, обеспечив идеальный контакт. И это нужно сделать. А потом молиться, что бы это сработало.  Но, это вы и без меня сообразите — в грозу в море, да еще ночью, атеистов не бывает.

 

  1. Электричество на борту. Часть 1.
  2. Электричество на борту. Часть 2. Провода и их соединение, защита.
  3. Электричество на борту. Часть 3. Аккумуляторы и генераторы.
  4. Электричество на борту. Часть 4. Энергетический расчет, дополнения.
  5. Электричество на борту. Часть 5. Упрощения, допущенные в статье.

 

Обсуждаем

 

 

Понравилось? Поделитесь!


4 комментария к “Электричество на борту. Часть 4. Расчеты, дополнения.

  1. Пингбэк: Электричество на борту. Часть 5. Упрощения, допущенные в статье. Дискуссия. История. | Saillife.ru

  2. Пингбэк: Электричество на борту. Часть 2. Провода и их соединение, защита, схема электрооборудования. | Saillife.ru

  3. Пингбэк: Электричество на борту. Часть 1. | Saillife.ru

  4. Пингбэк: Электричество на борту. Часть 3. Аккумуляторы и генераторы | Saillife.ru

Оставить комментарий

Войти с помощью: