Вступление.

Прогресс неумолим — больше, еще больше оборудования, девайсов и устройств… Сколько раз за три года кругосветки я, обмотанный проводами, с тестером в зубах и паяльником в руках проклинал того, кто это все придумал! Эти амперы и вольты, контроллеры и  тумблеры, контакты и их отсутствие…

Как же хотелось  выкинуть это всю эту мешанину проводов за борт, повесить на баке керосиновый фонарь, и больше никогда не вспоминать про закон Ома. И это я-то! Получивший диплом физика в Московском университете, и с электрическими цепями и приборами всегда бывший «на ты», и даже получавший некоторое удовольствие от плетения электрических цепей! А как же все остальные люди, что ходят на яхтах? Гуманитарии, например, прости Господи?

То, что начало твориться в океане с электричеством на борту моей яхты, не укладывалось ни в какие рамки классической физики! Это было потрясением устоев, крошевом из краеугольных камней и заставляло усомниться в аксиомах — в том, что является основой всей электротехники — в том, например, что если на один конец провода подается напряжение, то на другом конце провода это же самое напряжение тоже будет присутствовать. Во влажной же и соленой среде океанских странствий, оно, может быть, и будет присутствовать. А может быть, и не будет. А может быть и будет, специально обманывая тестер и вас, но, будет только до тех пор, пока его не заставят работать — как только к проводу  подключится сколько-нибудь значимая нагрузка, оно, это напряжение, пропадало. Совсем. Или не совсем. И это вводило в ступор и дико бесило.

Мы стояли в кишащем жизнью заливе на одном из островов. В кромешной темноте совсем не маленькие твари устраивали за бортом игрища, плескались, питались, и, судя по интенсивности звуков, даже размножались. Стало интересно — вытащили фонарь, и в конусе постепенно тающего на глубине света наблюдали за жизнью подводных обитателей — на свет подошли осьминоги и кальмары, отороченные по краям мантии фосфорицирующими переливами. Стало совсем волшебно, но фонарь держать быстро надоело — нужно было решение, позволяющее медитировать на аквариум планетарного масштаба, не напрягая руки. Примотал фонарик к лееру изолентой — плохо —  блики от небольших волн не давали рассмотреть подробностей. Решение придумалось быстро — провод подключен к бортовой сети яхты, а старательно прикрученная к нему обычная автомобильная лампочка повисла по-над водой, призывным светом подзывая и подсвечивая гадов из морских глубин.

Конструкция проработала минут пятнадцать и погасла. Что случилось? Достаю лампочку и столбенею — металлический цоколь исчез! Совсем! Из стеклянной колбы сиротливо торчал изъеденный коррозией хвостик, а цоколя не было вовсе — он полностью растворился, став частью океана.  За четверть часа! Процесс «окисления контактов»,  знакомый нам на берегу, и который возникает в электрической цепи через годы эксплуатации —  розетка как-то неважно работает, или выключатель свет включает через раз — в океане происходит за часы, если не за минуты. Причем, окисление — это отнюдь не легкий налет, который можно стереть пальцем,  и быстро вернуть прибор к работе, нет, во влаге и соли электрические устройства буквально распадаются под руками, а от того, что было контактами, пружинками, дорожками на платах, портами и разъемами, остаются сугробики зелено-желтого праха. То, что было проводниками, теряет проводимость, то, что было изоляторами, перестает изолировать. Провода разрушаются на четверть метра вглубь оплетки от малейшей, не видимой глазу, волосяной трещинки в изоляции.

Вы радостно подсоединили два провода, например, к навигационному огню. Думаете, электрический ток побежит через огонь? Да, побежит. Но, только частично. А частично он пойдет по налету соли на пластиковой оболочке провода, вернется к месту, где провод разделяется, перебежит на минусовой провод, добежит до оголенного участка, и весело вернется обратно в батарею. И чем больше времени пройдет,  чем толще и мокрее будет соляной налет, тем бОльшая часть энергии начнет паразитно перетекать, сажая ваши далеко не бездонные батареи, и сама себе протаптывая все боле и более удобную дорожку по ей же создаваемым влажным солёным окислам. И, если вы не пресечете этого изначально, это будет происходить во многих, многих местах вашего судна!  Да, мало этого! Сами провода и места их присоединения к потребителям будут корродировать и разрушаться с пугающей быстротой — пройдут отнюдь не месяцы и не недели — незащищенный контакт, а вместе с ним и провод на добрый десяток сантиметров вглубь изоляции,  рассыпается в пыль в течении нескольких суток!

Кстати, про бортовые огни, коли уж они пришлись к слову для иллюстрации простейшей электрической цепи. Привычная нам схема расположения огней — трехцветные секторные ходовые огни располагаются на рубке или леерах, а якорный огонь на мачте — совсем не подходит для океанов. Там все наоборот! Как мы уже обсуждали в статье про якорное оборудование, круговой белый якорный огонь и его мигающий всеми цветами повторитель, должен располагаться как можно ниже, что бы быть на уровне взгляда сонного рыбака, возвращающегося с промысла, а не сливаться со звездами где-то на небосводе. Ходовые же огни, наоборот, должны быть как можно выше, что бы их было хоть немного видно, когда яхта находится в ложбине океанской волны. Хорошим решением будет максимально яркий ходовой триколор на топе мачты, и белый круговой якорный огонь, например, на кормовой дуге, плюс его повторитель, истошно мигающий любыми кислотными цветами.

Испугались? Это хорошо. Потому что плохо будет, когда вдруг обнаружится, что из-за всяких утечек куда-то утекло все электричество, и вы остались посреди бескрайней воды, совершенно не представляя себе, где вы находитесь, потому как современная навигация без электричества не работает, а также без огней и без позывных — по той же причине. Не нужно забывать и об опасности пожара, самой распространенной причиной которого бывает как раз неисправность проводки — как только электричеству станет трудно протекать через какое-то место — будь то поврежденный провод, или ненадежный контакт, оно, в отместку за ваш недосмотр, начнет это место интенсивно греть, вплоть до возгорания. Так что электрической системой лодки нужно заниматься плотно и регулярно. Хорошо, если яхта новая — да и на ней вы наверняка захотите добавить каких-нибудь устройств, а, если уж вы приобрели лодку  из вторых, а то и третьих рук,  ревизия электросистемы — ваша первостепенная задача. А то сгорит все к чертовой матери!

С чего начинать? Начинать нужно с  осознания того простого факта, что бывает электротехника сухопутная, а бывает морская. Вдали от моря окружающая среда — и воздух, и даже перстная вода — изолятор. В океане же — вся окружающая среда — проводник. Соленая вода — почти идеальный проводник, соленый воздух, хотя и сам по себе не проводник, но выпадающий из него под вечер соляной туман — проводник отличный.  И, мало того, что вся окружающая нас на море среда — один большой проводник, так она еще и охотно разъедает неблагородные металлы, особенно, если они под напряжением  — все те электротехнические устройства, что годами работают на берегу, в море рассыпаются за неделю. Это касается всего — переключателей и контакторов, держателей ламп и предохранителей, разъемов и тумблеров, и, конечно, в первую очередь — проводов.

Так что придушите на время свою рачительность, и запомните как молитву — все провода и электротехнические устройства на судне должны быть в морском исполнении. Провода — из отожженной меди характерного белесого цвета, контакторы из нержавейки, клеммы из латуни, выключатели… Господи, ну не может небольшой выключатель стоить столько денег!! Может, может — «все должно быть в морском исполнении» — повторяйте про себя эту молитву, расплачиваясь за провода, которые стоили бы дешевле, если бы их скручивали из долларовых бумажек. Повторяйте эту молитву, зайдя в «гражданский» магазин, и обнаружив, что любая деталька, с виду точно такая же, как и в магазине яхтенном,  стоит там ровно в десять раз дешевле. Да, это так. Но в элементах, изготовленных в морском исполнении, все железячки, пружинки и винтики — медные, латунные или нержавеющие, а в гражданских устройствах — в лучшем случае оцинкованные.  Ну, по крайней мере, так должно быть.

 

  1. Электричество на борту. Часть 1.
  2. Электричество на борту. Часть 2. Провода и их соединение, защита.
  3. Электричество на борту. Часть 3. Аккумуляторы и генераторы.
  4. Электричество на борту. Часть 4. Энергетический расчет, дополнения.
  5. Электричество на борту. Часть 5. Упрощения, допущенные в статье.

 

Обсуждаем

 

 

Понравилось? Поделитесь!


9 комментариев к “Электричество на борту. Часть 1.

  1. Gubernius

    Аха… и забудьте об однопроводных схемах электроснабжения. Навсегда. Все в два провода. Все контакты — скрыты в водонепроницаемых приборах внутри. Все входы проводов — гидроизолированы. И, кстати, чаячий помет — чудная кислотная среда, разъедающая все, что на топе мачты у вас есть. Андрей, как Вы спасались от этих замечательных созданий?

  2. Андрей НевзоровАндрей Невзоров Автор статьи

    Gubernius, вы немного опередили события — это всего только вступление, но все ваши замечания безусловно справедливы.
    .
    Историю на счет чаек можно прочитать здесь:
    .
    http://yachtadelta.livejournal.com/46224.html#comments
    .
    продолжение здесь
    .
    http://yachtadelta.livejournal.com/46585.html

  3. Пингбэк: Электричество на борту. Часть 2. Провода и их соединение, защита, схема электрооборудования. | Saillife.ru

  4. Пингбэк: Электричество на борту. Часть 3. Аккамуляторы и генераторы | Saillife.ru

  5. Пингбэк: Электричество на борту. Часть 4. Энергетический расчет, дополнения. | Saillife.ru

  6. Пингбэк: Электричество на борту. Часть 5. Упрощения, допущенные в статье. Дискуссия. История. | Saillife.ru

  7. Пингбэк: Электроника на борту | Saillife.ru

Оставить комментарий

Войти с помощью: